Глава "Магнита" Ян Дюннинг: если мы станем лидером рынка, я не против

О лидерстве на рынке розничной торговли России, интернет-торговле, выгодах от приобретения "Дикси", а также о том, как дискаунтеры становятся ключевым форматом "Магнита", в интервью ТАСС на полях Петербургского международного экономического форума рассказал президент и гендиректор "Магнита" Ян Дюннинг.

Глава "Магнита" Ян Дюннинг: если мы станем лидером рынка, я не против
© ТАСС

— Недавно "Магнит" объявил о планах приобрести торговую сеть "Дикси". Какой эффект от сделки для компании вы ожидаете?

— Сделка с "Дикси" очень важна для "Магнита". Мы хотим сохранить бренд таким, какой он есть сейчас, и бизнес таким, какой он есть. Мы сохраним сотрудников и команду менеджмента. Как вы знаете, "Магнит" исторически ориентировался на региональное развитие, поэтому, когда дело касалось Москвы и Санкт-Петербурга, большинство хороших локаций были уже заняты.

Важно и то, что в прошлом году мы начали развивать наши компетенции в электронной коммерции, а создать сервис доставки в Москве и Санкт-Петербурге без сильного присутствия в самых важных городах непросто. Получив "Дикси", мы рассчитываем поддержать наши начинания в сфере доставки. И в этом направлении мы будем расти быстрее.

— Подал ли "Магнит" ходатайство о сделке в ФАС? Какую долю на рынке РФ, в Москве и Петербурге намерен занять "Магнит" в результате сделки?

— Мы подали ходатайство в ФАС. Я не готов комментировать любое возможное решение властей. Однако при заключении сделки мы предполагали, что доля присутствия "Магнита" в Москве и Санкт-Петербурге — городах, которые мы считаем ключевыми, — далека от порога 25%, и мы, вероятно, не достигнем его даже вместе с торговыми точками "Дикси". Наша доля на рынке РФ не столь высока, поскольку мы хорошо представлены в регионах, но не очень сильны в Москве и Санкт-Петербурге. За счет покупки мы заметно увеличим долю рынка в столицах, на доле в России в целом это скажется не так существенно. Думаю, что к концу года доля "Магнита" достигнет 13–14%. Мы надеемся закрыть сделку до 31 августа, но предлагаю дождаться решения ФАС.

— Ожидает ли "Магнит" роста долговой нагрузки из-за сделки?

— Наше финансовое положение сегодня достаточно прочное. Сделка с "Дикси" временно увеличит нашу долговую нагрузку, но в целом мы не ожидаем значительного увеличения соотношения чистый долг/EBITDA к концу года.

— Может ли синергия двух сетей улучшить ассортимент, цены в общих магазинах?

— По размеру "Дикси" составляет почти 20% бизнеса "Магнита". Такой масштаб дает нам много возможностей для синергии: мы сможем объединить нашу закупочную силу и обеспечить лучшие условия от поставщиков за счет объемов "Дикси". Если сделка будет успешно завершена, мы сможем начать совместную закупочную деятельность уже в конце года. Также ожидаем определенного влияния от синергии на фулфилмент и цены.

Кроме того, "Дикси" уже давно работает в Москве и Санкт-Петербурге: торговая сеть больше знает о предпочтениях столичных покупателей. Я думаю, что мы преуспеем, научившись у "Дикси" улучшать ассортимент наших магазинов в этих двух мегаполисах. Как вы помните, сделка позволяет нам приобрести пять распределительных центров: возможна синергия в построении более эффективной и действенной логистики для обеих компаний.

— Рассматривал ли "Магнит" приобретение сети "Виктория", которая также входит в ГК "Дикси"?

— Нет, но продажа "Виктории" к тому времени уже обсуждалась владельцами "Дикси". Покупка этой сети добавила бы трудности в виде развития в Калининграде, где у нас еще нет магазинов. Может быть, они там появятся, но на данный момент было бы слишком сложно сделать это через присоединение сети.

— Сейчас "Магнит" занимает второе место по обороту среди сетей. Есть ли план обогнать крупнейшего игрока рынка — X5 Group? Есть ли у "Магнита" план снова стать "номером один" не только по количеству магазинов?

— Если посмотреть нашу стратегию до 2025 года, то лидерство на рынке не является для нас самоцелью. Основные цели для нас: быть номером один для наших клиентов, сотрудников и инвесторов, увеличивать долю на рынке, сохраняя высокий уровень прибыльности и окупаемости инвестиций для акционеров. Если при этом мы станем лидером рынка, я не против. Но быть лидером рынка — это не тот фактор, который мы учитываем при принятии ключевых бизнес-решений. Люди, которые знают меня, помнят, что в Нидерландах я работал на не самого большого ретейлера в стране. Он никогда не занимал первое место. Я никогда не думал, что должен занимать первое место.

Я хочу, чтобы операционные процессы в торговле были лучшими, я хочу, чтобы процессы закупок были лучшими, чтобы они были наиболее подходящими. Мой приоритет в ретейле — улучшать сопоставимые продажи.

— Планирует ли "Магнит" другие сделки слияния и поглощения в этом или следующем году?

— Сейчас время консолидации в ретейле. Это также время, когда все развивается очень быстро. Рынок розничной торговли в России развивается по западному сценарию, где наблюдается большая консолидация. На пятерку крупнейших игроков приходится 50–80% рынка, тогда как в России — всего 25%. Мы нацелены на расширение присутствия на рынке. Прежде всего, за счет органического роста. В этом году мы планируем открыть минимум 2000 магазинов разного формата.

Также мы не исключаем сделок слияния и поглощения. Однако сейчас мы полностью сконцентрированы на сделке с "Дикси". Я думаю, что касается следующего года, у нас будут финансовые возможности для других сделок. Я думаю, на конец года соотношение чистого долга к EBITDA составит 1,5. Поэтому нет причин не рассматривать сделки. Но такие сделки не планируются, они происходят, когда появляется возможность, на которую нужно реагировать. Я думаю, что мы должны смотреть на рынок и не должны исключать такой возможности при условии, что они создадут дополнительную стоимость для акционеров и помогут решить наши стратегические задачи.

— Какие планы у "Магнита" по развитию сети дискаунтеров "Моя цена"?

— Сегодня у нас почти 60 дискаунтеров. В этом году мы планируем довести их количество до 200 магазинов. Более того, наши дискаунтеры очень скоро получат свой неповторимый дизайн: если сегодня они в основном копируют некоторые элементы из наших магазинов у дома, то в ближайшем будущем "Моя цена" будет иметь свой узнаваемый стиль. Сейчас мы думаем о брендинге, мы хотим расширяться, расти, потому что видим, что формат успешен. Результаты работы наших дискаунтеров действительно превосходят наши ожидания. Например, если мы сравним дискаунтер "Моя цена" с магазином у дома "Магнит" по показателю сопоставимых продаж, у дискаунтера будет более высокий показатель EBITDA.

Более того, если мы увидим, что дискаунтер демонстрирует очень хорошие продажи и пользуется популярностью у покупателей, мы всегда сможем переоборудовать его в магазин "Магнит" "у дома". У дискаунтера хороший потенциал стать одним из форматов, которые мы будем активно использовать в наших усилиях по экспансии. В целом мы готовимся к тому, что дискаунтеры станут одним из наиболее заметных сегментов нашего бизнеса. В ближайшее время мы назначим операционного директора именно по дискаунтерам и создадим отдельную команду в нашем коммерческом отделе, которая будет управлять исключительно ассортиментом дискаунтеров.

— После открытия магазинов "Магнит Мастер" какие еще специализированные магазины и ниши рассматривает "Магнит"?

— На данный момент нет никаких планов создавать что-то новое. Мой подход: давайте сосредоточимся на "Дикси", на дискаунтере, на "Магнит Киоске", на "Мастере". Давайте также примем решение относительно того, что оказалось не столь успешным, "Магнит Опт" например. Давайте изменим эти магазины или закроем их. Давайте сосредоточимся на том, что уже есть, прежде чем мы начнем делать что-то новое. Но у нас очень креативная команда в Краснодаре. Мы постоянно ищем новые ниши — считаю очень важным поддерживать деловой дух в компании.

Десять лет назад мы начали экспериментировать с форматом "Магнит Косметик", и сейчас это самый успешный формат. Так что подобные эксперименты оправданы. Но это не значит, что мы будем развертывать любые эксперименты. Так, пилотный проект "Магнит Вечерний" закрыт. Извлечены уроки, некоторые элементы и технологии доказали свою эффективность, и теперь мы используем их в гипермаркетах, "больших коробках". Мы внимательно изучаем рынок, его потенциал роста и объем, а также конкурентную среду. Нас интересуют ниши, в которых можно открыть несколько сотен магазинов, чтобы формат был масштабируемым и, следовательно, эффективным. В этом смысле дискаунтеры — очень перспективный формат.

— Какова доля онлайн-продаж "Магнита" сейчас?

— Мы находимся в самом начале нашего онлайн-пути, но быстро движемся. Представьте, мы запустили нашу онлайн-доставку осенью прошлого года и к концу марта выполняли около 9500 заказов в день. По данным за последнюю неделю марта, экстраполированная выручка канала электронной коммерции "Магнита" составляла 4,1 млрд рублей. В этом году мы активно наращиваем сотрудничество с партнерами за счет экспансии в регионы. Также мы работаем над развитием собственной службы доставки. К концу года мы планируем подключить к нашей доставке не менее 1500 круглосуточных магазинов, гипермаркетов и магазинов-дрогери "Магнит Косметик" более чем в 50 регионах России. Учитывая хорошо развитую сеть магазинов "Магнита", наша стратегия развития электронной коммерции ориентирована именно на регионы.

— Какие планы у "Магнита" по развитию собственной доставки товаров?

— На данном этапе мы используем как возможности наших партнеров, так и собственное приложение для электронной коммерции. Наши партнеры, такие как Delivery Club и "Яндекс.Еда", привлекают нам клиентов, которые раньше не делали покупки в "Магните". Благодаря им мы смогли расширить нашу аудиторию. А наша собственная служба доставки, как показывает аналитика, работает с клиентами, которые уже знакомы с нами, которые ходят в наши физические магазины. На данный момент собственная служба экспресс-доставки использует возможности наших партнеров.

Сегодня в экпресс-доставке нам экономически выгоднее работать через инфраструктуру партнеров.

— Каковы планы "Магнита" по созданию собственной экосистемы?

— На фоне растущей конкуренции за потребителя мы видим сильную тенденцию к созданию экосистем. Все началось в технологическом секторе, затем перешло в банковское дело. Банки больше вовлечены в технологии, и я не боюсь, мне нравится это. Сегодня эта тенденция распространяется и в розничной торговле. Это то же самое — вы хотите сделать жизнь своих клиентов настолько удобной, насколько возможно. Участники рынка все больше и больше конкурируют за внимание клиентов и доступные точки соприкосновения, пытаясь охватить несколько торговых миссий одновременно. Экосистема дает вам больше информации о клиенте, и тот, у кого больше информации, выигрывает. Мы верим в гипотезу о том, что розница станет омниканальной.

В то же время онлайн будет продолжать приобретать все большую популярность. Тем не менее оба канала будут продолжать существовать, связанные интегрированным циклом взаимодействия с клиентом. Мы хотим создать многоформатный и многокатегорийный омниканальный бизнес, который бы работал как с продуктами питания, так и с непродовольственными товарами, а также взаимодействовал с покупателями как через традиционные физические точки соприкосновения, так и через цифровые каналы продаж. Мы хотим, чтобы покупатель мог использовать платформу "Магнит" для удовлетворения как можно большего количества основных потребностей удобным для себя способом. Да, мы хотим создать экосистему для "Магнита". Это значит, что мы хотим понимать наших клиентов, их поведение, их нужды. Для этого мы запускаем новые дополнительные услуги для клиентов — одним из примеров является Magnit Pay, к которому в будущем будут добавлены другие решения. Недавно мы открыли "Магнит Мастер" — это тоже часть экосистемы. Цель здесь — расширить нашу экосистему новыми каналами для общения с нашими клиентами, чтобы мы могли быть ближе к ним и всегда оставаться рядом с ними.

— На какой рост дивидендных выплат могут рассчитывать акционеры "Магнита" по итогам 2021 года? Каков прогноз?

— Десятого июня акционеры примут решение по дивидендам за 2020 год. Сейчас еще рано говорить о размере дивидендов за 2021 год. Решение о размере выплат принимают акционеры и совет директоров. По мнению менеджмента, даже с учетом потенциальной сделки с "Дикси" способность компании продолжать распределять прибыль среди акционеров на текущем уровне остается неизменной.