Биологизация в сфере защиты растений: зарождение нового сегмента

Термин «биологизация» не является новым. Многие технические приемы билогизации были известны еще задолго до массовой ее популяризации, например, включение в севооборот бобовых сидератов и покровных культур, что позволяло повысить содержание органических веществ в почве. Так в 1960-х годах в Советском Союзе было налажено производство биопрепарата на основе азотофиксирующих бактерий «Ризотрофин», применявшегося в качестве микробиологического удобрения под бобовые культуры.

Биологизация в сфере защиты растений: зарождение нового сегмента
© АГРОXXI

Популяризация биологизации началась активно в Европе с идеи «озеленения» сельскохозяйственного производства, сокращения потребления минеральных удобрений и химических средств защиты растений. Пионером в данном процессе выступила Франция, установив жесткие ограничения на объёмы применения пестицидов и минеральных удобрений. Кроме того, под запрет попало также довольно большое количество действующих веществ, например препараты, содержащие неоникотиноиды. Это усложнило, в частности, жизнь производителям рапса, так как этот запрет коснулся ряда препаратов, разработанных для контроля капустной моли, являющейся распространенным вредителем рапса.

По данным компании Kynetec (Kleffmann Group) в результате политики «озеленения» рынок химических средств защиты растений во Франции уменьшился более чем на 35% за последние 7 лет, Германия также следует этой тенденции.

Кроме того, представленная в декабре 2019 года и запущенная в декабре 2020 года программа European Green Deal содержит стратегию под названием From Farm to Fork или «от поля до вилки», целью которой является повысить эффективность сельскохозяйственного производства и оказать поддержку европейским производителям. Данная стратегия содержит ряд экологических инициатив, которые будут определять будущее европейского рынка химических средств защиты растений, среди них:

сокращение потребления пестицидов на 50% к 2030 году; увеличение доли органической продукции до 25% к 2030 году.

Данные тенденции будут оказывать существенную поддержку процессу биологизации, которая и так идет с большими темпами (рисунок 1).

Рисунок 1 – Динамика рынка химических и биологических средств защиты растений, млрд USD

Если за последние 5 лет мировой рынок химических средств защиты растений рос в среднем на 2% в год, в большей степени благодаря Азии и Южной Америке, то рынок биозащиты растений рос в среднем на 9% в год. Одним из главных драйверов роста рынка биозащиты является Европа, где данный рынок вырос на 17% за последние 5 лет.

Тренд биологизации затронул и Россию, но совсем по другой причине, отличной от Европы. В России далеко не исчерпан потенциал роста потребления химических СЗР, напротив российский рынок находится в стадии активного развития. Если две фунгицидые обработки пшеницы в Германии считаются нормой, то России только 2 из 5 хозяйства проводят две обработки фунгицидами в сезон.

Несмотря на это рынок биологических средств защиты занимает свое место и привлекает внимание многих игроков и хозяйств. По данным компании Kynetec (Kleffmann Group) объем рынка биологических СЗР в 2020 составил около 800 млн руб., что составляет менее 0,5% от суммарного объёма рынка защиты растений. Необходимо отметить, что анализ рынка, проведенный компанией Kynetec (Kleffmann Group), учитывает только продукты, примененные по вегетации на основных полевых культурах (зерновые, кукуруза, картофель, соя, подсолнечник, рапс, сахарная свекла)

Биологические СЗР давно находят широкое применение в садах и в производстве овощей в защищенном грунте, однако российские фермеры все чаще прибегают к использованию «биологии» и на полевых культурах, в первую очередь для зерновых (рисунок 2).

Рисунок 2 – Структура применения биологических СЗР в разрезе культур, млн руб.

Более 80% в структуре применения биологических средств защиты растений занимают зерновые культуры. Необходимо отметить, что около 1/3 хозяйств, применявших биопестициды в 2020 году, были хозяйства с площадями более 10 тыс. га. Данный тренд доказывает, что крупные хозяйства также интересуются данным трендом.

Крупнейшим сегментов на рынке биопестицидов являются биофунгициды, по данным компании Kynetec (Kleffmann Group) занимающие более половины от всех примененных био-СЗР, за ними следуют биорегуляторы роста. В сегменте биофунгицидов широко представлены около 30 препаратов, большинство которых препараты на основе живых штаммов бактерий.

Однако, отметим, что биологизация развивается достаточно медленно и двигается не по пути Европы. Многие фермеры присматриваются к биологическим средствам защиты растений, как к некоему дополнению к существующей программе защиты, например, для снижения фитотоксичности химических препаратов, а также для повышения их эффективности, в некоторых случаях применение биологических препаратов способствует уменьшению негативного влияния «химии» на микрофлору почвы.

Несмотря на рост интереса к биопестицидам, российские фермеры пока плохо осведомлены о продуктах и их действиях, многие воспринимают биопрепараты в качестве «плацебо». Около трети фермеров вовсе не планируют применение биозащиты. Все это свидетельствует о необходимости развития «биообразования», нацеленного на то, чтобы объяснить теоретически и продемонстрировать на практике работу биологических СЗР, а также то, какое место они могут занять в программе защиты будущего урожая.

Важно отметить, что сценарий развития биологических СЗР в качестве самостоятельного сегмента рынка, конкурирующего с «химией» маловероятен; биологизация «по-русски» воспринимается чаще всего как синергия с «химией», как элемент, дополняющий традиционную агротехнологию с применение химических пестицидов для повышения ее эффективности и снижения ее негативного влияния на культуру и на почву.

Гор Манукян, ведущий эксперт Kynetec (Kleffmann Group)