С чем связан рекордный рост биржевых цен на дизель в России

В среду, 16 июня, стоимость дизельного топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже впервые за всё время наблюдений (с 2018 года) поднималась выше 55 тыс. рублей за тонну. Специалисты связывают это с рекордным подорожанием нефти в мире, а также высоким спросом на автомобильное горючее в России. В то же время динамика розничных цен на дизель продолжит оставаться в пределах инфляции, считают в Министерстве энергетики. Так, на сегодняшний день внутренний рынок страны полностью обеспечен топливом, а нефтяные компании по-прежнему получают компенсации от государства в рамках демпферного механизма. В этих условиях эксперты не ожидают резких колебаний стоимости топлива на автозаправках до конца года.

В среду, 16 июня, стоимость дизельного топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже обновила исторический рекорд. В ходе торгов котировки поднимались более чем на 5%, до 55,28 тыс. рублей за тонну — максимального уровня за всё время наблюдений (с 2018 года). Впрочем, уже во второй половине дня значение опустилось ниже 53 тыс. рублей.

Отметим, что биржевые цены на дизель заметно выросли ещё накануне. Главной причиной наблюдаемой динамики стало резкое подорожание нефти в мире. Об этом в беседе с RT рассказал исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

«Стоимость барреля нефти Brent впервые за два года поднялась выше $74. Это в конечном итоге потянуло за собой и оптовые цены на топливо на российском рынке. В то же время, несмотря на ситуацию на глобальных энергетических площадках, внутри страны в рознице топливо не будет расти такими быстрыми темпами», — уверен Сергиенко.

Похожую точку зрения выразили и в Минэнерго. Как сообщили в пресс-службе ведомства, динамика розничных цен на дизельное топливо в России сохранится в пределах инфляции. По данным министерства, в настоящий момент спрос на дизель в стране стабильно обеспечивается текущим производством, которое вдвое превышает уровень потребления горючего.

«С начала июня ежесуточные отгрузки дизельного топлива на внутренний рынок в среднем на 4% выше, чем за аналогичный период 2019 года — около 108,5 тыс. тонн в сутки. По этой причине нехватка топлива на АЗС в принципе исключена», — подчеркнули в Минэнерго.

Согласно оценке ведомства, в настоящий момент внутренний рынок дизельного топлива находится в стабильном состоянии. Между тем определённое давление на цены, помимо подорожания нефти, оказывает заметный рост спроса на горючее в стране в связи с сезоном отпусков и частично ограниченным авиасообщением.

«В некоторых регионах потребление топлива увеличилось на показатель до 5% относительно нормального уровня для данного времени года. Это связано с тем, что международное авиасообщение до сих пор ограничено, поэтому больше людей проводят отпуска внутри страны и чаще выбирают автомобиль, чтобы добраться до места отдыха», — пояснял в интервью RT замглавы Минэнерго Павел Сорокин.

По словам Григория Сергиенко, горючее на бирже закупают в основном независимые АЗС. Между тем такие компании занимают относительно небольшую долю на рынке, а основной объём топлива внутри России продают крупные игроки с собственными сетями автозаправок. В этих условиях влияние биржевой стоимости бензина и дизеля на розничные цены остаётся ограниченным.

«Таким образом, независимые игроки будут вынуждены поднимать цены на заправках вслед за биржевыми, но они вряд ли смогут составить конкуренцию крупным компаниям. В летний сезон цены могут немного подрасти на фоне автомобильного сезона, но всё равно в долгосрочной перспективе они останутся в пределах инфляции, так как за этим параметром внимательно следят власти», — отметил Сергиенко.

Как отмечал Павел Сорокин, правительство еженедельно проводит заседания штабов со всеми участниками отрасли, включая биржу и Федеральную антимонопольную службу. Помимо этого, власти в ежедневном режиме отслеживают уровни цен и мониторят достаточность снабжения внутреннего рынка горючим.

Одним из главных инструментов для сдерживания цен на горючее в России по-прежнему остаётся специальный компенсирующий механизм, подчёркивают в Минэнерго. В рамках инициативы нефтяные компании получают выплаты от государства за поставки бензина и дизеля на внутренний рынок, если экспортные цены на топливо выше российских.

«В случае необходимости власти также могут ограничить рост цен в рознице. Например, правительство может договориться с крупными компаниями о временной заморозке цен на заправках, ввести административные меры или сократить налоговую нагрузку на производителей», — отметил в беседе с RT аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.

Также в июне должны завершиться плановые ремонтные работы на нефтеперерабатывающих заводах. Таким образом, в ближайшие месяцы на внутренний рынок могут поступить дополнительные объёмы горючего, что должно оказать давление на цены. Таким мнением в разговоре с RT поделился аналитик УК «Альфа-Капитал» Денис Бадьянов.

«Это означает, что рост цен на топливо замедлится, и к концу года темпы подорожания бензина и дизеля будут в рамках прогнозируемой инфляции — 4,3—5%», — заключил Бадьянов.