Ситуация на рынке выглядит как начало среднесрочного цикла «застоя»

В июле утверждено решение о продлении действия соглашения ОПЕК+ до конца 2022 года, что позволяет странам-производителям контролировать ситуацию на рынке. Однако одобренные темпы восстановления добычи (с учетом опубликованных в июльском обзоре ОПЕК прогнозов спроса-предложения на 2022 год) свидетельствуют о формировании в следующем году среднегодового оценочного профицита нефти на уровне 1 млн барр./день. Потенциальное негативное влияние этого нивелируется тем, что ОПЕК неоднократно демонстрировала стремление поддерживать рыночный спрос на товарном сегменте. Кроме того, на фоне ожидаемого завершения количественного ослабления возможно повышение рыночных индикаторов требуемой доходности вложений, что традиционно стимулирует рынки сырья.

Ситуация на рынке выглядит как начало среднесрочного цикла «застоя»
© Финансовая газета

В то же время возрастет зависимость цен на нефть от воздействия элементов нерыночного регулирования. Например, в рамках переформатирования европейской системы торговли деривативами после брексит или наращивания США долговой эмиссии, что традиционно отвлекает с инвестиционного сегмента значительные ресурсы.

В рамках этой неоднозначной ситуации возможным представляется консолидация цен в ближайшие кварталы в диапазоне $60–80 за баррель. Характерно, что цену на нефть в $60 обозначил на днях в своих оценках эффекта решений ОПЕК+ для российского бюджета вице-премьер РФ Александр Новак. В то же время оценочные уровни дефицита сырья до конца года в 1 млн барр./день сохранятся. Они по-прежнему относительно комфортны для роста цен от текущих уровней.

На данный момент ситуация на рынке выглядит как начало среднесрочного цикла «застоя». Прогнозный диапазон для Индекса МосБиржи на 2022 год составляет 3500–4200 пунктов. Диапазон в 3650–3950 пунктов будет, возможно, еще неоднократно «проторговываться» рынком в течение ближайших кварталов.

Причина – охлаждение спроса регуляторами под влиянием повышения инфляционных рисков и перспективы усиления структурных дисбалансов.

ФРС считает, что экономическое восстановление не продемонстрировало достаточного прогресса, для того чтобы начинать сокращать программы стимулирования. Последние заявления ее руководства свидетельствуют в пользу дополнительного предоставления ликвидности рынку, то есть фактически смягчения монетарных условий, в том числе для нивелирования рисков, связанных с неопределенностью в отношении повышения лимита заимствований США. Традиционно на первом этапе подобные меры формируют спрос на «качественные» инструменты, схожие с денежными средствами по величине рисков, но приносящие несколько большую отдачу. В результате происходит снижение требуемой доходности инвестиций и спроса на риск.

Поводом для продаж в последние дни, возможно, стало сообщение о том, что в правительстве обсуждается донастройка налоговой системы, которая должна приносить в бюджет дополнительно 400 млрд руб. ежегодно в 2022–2024 годах. Влияние повышения ставки неоднозначно. С одной стороны, в периоды ужесточения денежно-кредитной политики оценочные уровни прироста финансовых рынков снижаются. Оценочный справедливый диапазон прироста Индекса МосБиржи, к примеру, с учетом повышения ставки ЦБ до 7%, в I квартале 2022 года составит от +25% до -35% (г/г) с вероятностью 75%. С другой стороны, высокие ставки отражают и высокую требуемую доходность вложений, что транслируется в повышение долгосрочных оценочных уровней прироста ВВП РФ и Индекса МосБиржи.

До конца августа преобладают шансы снижения рынка с целевым диапазоном 3465–3905 пунктов по Индексу МосБиржи. В дальнейшем до конца квартала возможно восстановление в рамках консолидации. Целевой диапазон на конец сентября – 3435–4245 пунктов.