Моральный запрет – будет ли введено эмбарго на экспорт топлива

О том, что совещание по вопросам топливного рынка пройдет 9 августа, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник. Ранее СМИ сообщали, что решение о запрете экспорта топлива может быть принято уже в ближайшие дни. Поэтому на рынке сразу заговорили, что о нем будет объявлено уже в понедельник. По словам главы Минэнерго Николая Шульгинова, соответствующая нормативная база уже готова (проект постановления правительства был опубликован еще в апреле), так что мера может быть введена оперативно. Хорошо, но мало Участники рынка и аналитики расценивают идею Минэнерго как недостаточную. По словам источника в одной из вертикально-интегрированных нефтяных компаний, сам по себе запрет, если и поможет ослабить давление на рынок, то ненадолго. «Экспорт топлива – следствие того, что маржа переработки при работе на внутреннем рынке находится в районе нулевой отметки», – отмечает источник. При этом, по словам собеседника «ФП», в России сложилась ненормальная ситуация – часть компаний отправляет практически все произведенное топливо продают внутри страны, в то время как другие львиную долю «гонят за рубеж, оголяя тем самым внутренний рынок». В частности, речь идет о «Сургутнефтегазе». В последнее время, по словам источника, эта компания перенаправила большую долю экспортных потоков на отечественный рынок, поэтому биржевые цены стабилизировались. Поэтом наш собеседник считает, что заявления о скором введении запрета носят скорее психологический характер и реально мера применена не будет, поскольку желаемый эффект уже достигнут. Напомним, что запрет на экспорт нефтепродуктов обсуждался во время топливного кризиса 2018 года. Тогда одной угрозы его введения хватило, чтобы стабилизировать ситуацию на рынке. Гендиректор компании «ИнфоТЭК-Консалт» Тамара Канделаки также полагает, что как изолированная мера запрет на экспорт товарного бензина навряд ли сможет повлиять на топливный рынок. «Дефицита бензина на российском рынке нет – его покупают столько, сколько могут потребить. Вы же не станете больше ездить, если стоимость топлива незначительно снизится. То есть ожидать, что запрет экспорта нефтепродуктов автоматически приведет к тому, что эти объемы попадут на внутренний рынок, не приходится – их там никто не купит. Если бы цена упала в два раза – это могло бы повлиять. Но для этого нужно не запрещать экспорт, а перенести все нефтяные налоги, на экспорт нефти (сегодня доля налогов в цене топлива превышает 50% – ФП)», – говорит аналитик. О необходимости изменений в налоговой системе говорит и наш собеседник в ВИНК. «Нужны не директивные меры – должна заработать экономическая система», – отмечает он. Экспорт действительно сократился, подтверждают участники рынка. Если месяц назад он составлял около 80 тыс. т в неделю, то сейчас упал до 15–20 тыс. т. В то же время на бирже по-прежнему наблюдается дефицит предложения в размере порядка 5 тыс. т в сутки, то есть как раз тех объемов, которые отправляются на экспорт. Лечение симптомов, а не болезни «Я знаю, что проработка вопроса уже полностью завершена, все нормативные документы готовы, поэтому вероятность введения расцениваю как высокую», – говорит руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Вячеслав Мищенко. Воздействие ее в целом для отрасли будет негативным, ожидает эксперт. Сильнее всего достанется секторам, которые и так больше всего страдают от ценовых скачков и неопределенности, то есть для независимых нефтезаправщиков и нефтепереработчиков. Но и крупным компаниям придется как-то переформатировать бизнес. Теоретически в тексте правительственного постановления предусмотрена даже возможность введения запрета на экспорт прямогонного бензина, который используется как сырье для производства товарного топлива, а также для нефтехимии. Однако практическая реализация этой меры приведет к полному хаосу в технологической цепочке, отмечает Тамара Канделаки. «Что касается эффективности запрета, могут быть разные сценарии в зависимости от его параметров, – отмечает Вячеслав Мищенко. – Однако мне кажется, что у нас это не окажет того воздействия, как, например, в условиях куда более компактной экономики Казахстана. Вообще товарного бензина у нас вывозится крайне мало. Это скорее психологический шаг, чтобы показать решимость правительства в достижении поставленной цели любыми средствами. Но это лечение симптомов, а не болезни. На мой взгляд, в целом нужно работать над тем, чтобы внутренний рынок был самодостаточным, имел свои рыночные механизмы и ценовые индикаторы. Но этого никто не делает». Фото:фотослужба Госдумы РФ

Моральный запрет – будет ли введено эмбарго на экспорт топлива
© РИА "ФедералПресс"