МЭР указал на признаки формирования барьеров в торговле в «углеродном налоге» ЕС

В нынешнем варианте трансграничного углеродного регулирования (ТУР) есть ряд признаков формирования барьеров в торговле, заявил глава Минэкономразвития России Максим Решетников.

«В текущем варианте ТУР много признаков использования этой темы (закладывания стоимости CO2 в цену импорта электроэнергии в ЕС) для формирования барьеров в торговле, в экономическом развитии. Если мы реально не будем преследовать цели сокращения или улавливания CO2, не докажем на практике, что это и есть наша цель, то все сведется к протекционизму, закрытию рынков, отсечению технологий, к сегрегации», – сказал Решетников, передает ТАСС.

Он также заявил, что для ЕС повестка по климату является способом «застолбить» экономические преимущества. «Предлагая ТУР, коллеги пытаются форсировать выработку реальных экономических механизмов реализации Парижского соглашения. Это климатический аспект. С другой стороны, у наших коллег закончились собственные углеводородные запасы и ресурсы, и они много вложили в возобновляемые источники электроэнергии. Теперь, опираясь на климатическую повестку, они пытаются «застолбить» за собой экономические преимущества и технологии», – сказал Решетников.

Министр отметил, что, по мнению многих экспертов, жесткая реализация механизма скорее «застолбит» разрыв между развитыми и развивающимися странами. «Речь о тех странах, которые уже вышли на пик энергопотребления и обладают энергоэффективными технологиями, и о тех, кто еще не достиг этого уровня», – сказал он.

В то же время Решетников отметил важность объективного расчета следа СО2 компаний России. «В последние годы предприятия модернизировали производство, и след СО2 российских компаний – конкурентоспособный. Важно, чтобы он объективно и непредвзято считался, чтобы производители из ЕС или других стран не получили неоправданные преимущества. Но сейчас в проекте ТУР нет ответов на вопросы – какие проекты предприятия смогут засчитывать и какие способы взаимодействия для третьих стран предложат европейские партнеры», – сказал Решетников.

«Если реальная цель ТУР – не создание новых барьеров в торговле, а борьба за климат, то главный показатель – сокращение выбросов СО2 на один доллар инвестиций. И здесь России важно, чтобы механизм позволял предприятиям направлять эти деньги на сокращение выбросов СО2 внутри страны. Это самое эффективное решение в борьбе с изменениями климата. И для мировой повестки в том числе», – добавил министр.

Он также отметил, что Россия хочет избежать спора по ТУР в рамках ВТО, хотя основания для претензий есть. «В принципе, если мы рассмотрим положения соглашений в рамках ВТО, то, по нашим оценкам, ТУР Евросоюза противоречит им. Речь идет и о базовых принципах, таких как «национальный режим» и «режим наибольшего благоприятствования», и введение ограничений на ввоз и многое другое. То есть, у нас есть серьезный набор оснований для претензий. Надеемся, что эти претензии будут урегулированы, и дело не дойдет до спора», – сказал Решетников.

Министр также сообщил, что Россия рассчитывает на достижение договоренностей по климату в ноябре в Глазго. «Мы рассчитываем, что в ноябре в Глазго будут достигнуты ключевые международные договоренности. Это основа, фундамент. А дальше на этой базе уже предстоит выстраивать климатическую политику. Пока она строится не на фундаменте, а на песке», – сказал он.

На прошлой неделе состоялись первые контакты России с Евросоюза по углеродной тематике и стратегии «зеленого курса» ЕС.

Еврокомиссия 14 июля опубликовала проект трансграничного углеродного регулирования (ТУР), согласно которому Евросоюз заставит российских экспортеров заплатить углеродный налог с каждого «грязного» товара. Так, европейские чиновники хотят уравнять продукцию, произведенную в ЕС с минимальными выбросами СО2, и продукцию других стран, где используются технологии с высокими выбросами. Сбор на импорт определенных товаров с высоким углеродным следом ЕК предложила ввести постепенно – с 2023 по 2026 год. По данным Минэкономразвития России, он охватит поставки железа и стали, алюминия, труб, электроэнергии и цемента из России на 7,6 млрд евро в год. Также в МЭР подсчитали, что углеродный налог Евросоюза может обойтись российским поставщикам железа, стали, алюминия, удобрений по меньшей мере в 1,1 млрд евро в год, когда налог начнет взиматься на 100%.