Названы причины подорожания мясной продукции в России

В России производители заявили о повышении цен на колбасы и сосиски. Что на это повлияло, телеканалу «МИР 24» рассказал руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.

Названы причины подорожания мясной продукции в России
© Мир24

- Почему мясокомбинаты решили поднять цены? Некоторые почти на 20%.

Сергей Юшин: Есть те, кто мне сообщил, что они вообще не обращались с просьбами к рознице о повышении цен. Ситуация очень непростая в мясопереработке. В этом году цены серьезно растут на мясное сырье. Предыдущие пять лет они были достаточно стабильными, не считая сезонного характера изменений, например, с 2015 по 2020 год свинина даже дешевела, мясо птицы оставалось на той же цене. В 2021 году идет существенное повышение цен на мясосырье.

Связано это с тем, что у нас был серьезный провал в производстве мяса птицы. То птичий грипп, который поразил птицефабрики по всему миру. В некоторых странах цены выросли на 60 и более процентов. Второе – темпы прироста производства свинины были ниже, чем мы ожидали из-за болезней животных.

Африканская чума свиней привела к большим потерям на нескольких крупных свинокомплексах. Население стало больше покупать мяса, потому что оно остается доступным продуктом, и на фоне подорожания той же рыбы, овощей, борщевого набора мясо, особенно мясо бройлеров, становится наиболее востребованным и экономически эффективным продуктов. Вы получаете и калории, и нормальную цену. Из-за всего этого росли цены.

Основной фактор – это рост себестоимости. Подорожали корма (40 – 50%), кормовые добавки, витамины, аминокислоты (от 70 до 100 и более процентов за год). Мы очень много покупаем минеральных добавок – такая же история. Упаковка. Казалось бы, причем тут упаковка? Мы везем нашу продукцию в картонных коробках, упаковывается она в пластик, в картон. Картон подорожал на 40%, пластик растет в цене из-за роста цен на газ и нефть. Транспорт вырос на 10 – 30% в зависимости от региона и наименования компаний, от самого вида транспорта. Долгое время мясокомбинаты не могли продолжать сдерживать отпускные цены.

Примут ли торговые сети новые предложения? Это большой вопрос.

- Есть информация, что больше всего в категории полуфабрикатов подорожают фарш, котлеты из курицы. Это так?

Сергей Юшин: Мне сложно сказать, потому что цены на курицу очень сильно росли. Фарш куриный тоже делается из курицы. В последние недели полторы цены на оптовом рынке стабилизировались. Учитывая, что цены на свинину в опте стали резко снижаться, а это всегда влечет за собой изменение цен на рынке мяса птицы, то и в бройлере мы тоже достигли пика. Думаю, пока будут идти переговоры между торговыми сетями и мясоперерабатывающими предприятиями, вполне возможно, ситуация стабилизируется, и необходимости повышать цену хотя бы по причине роста цен на сырье уже не будет. Торговые сети всегда очень внимательно изучают факторы, которые приводятся поставщиками в качестве доказательства объективности своего желания повысить цену. Просто так никто ничего на веру не принимает. Даже там, где просят поднять на 10%, могут договориться на 3 – 5%. Если продукт не очень востребован, могут сказать, что отказываются от товара по новой цене, потому что не будет спроса. Я бы потребителей попросил не волноваться.

Конечно, перед Новым годом, как правило, цены растут, по разным причинам. Прежде всего, из-за спроса. Мы стараемся восстановить объемы производства птицы, увеличить темпы прироста свинины, чтобы сырье было более доступным для мясокомбинатов и не так влияло на конечную цену готовой продукции.

- О повышении цен заявили производители мяса и птицы. Свинина и говядина вырастет в цене на 10-20%. Последнее такое повышение цен давно было?

Сергей Юшин: У нас с 2015 года до 2020 года цены не менялись. Даже если мы примем во внимание то, что цены в этом году, например, на мясо птицы в среднем на полке выросли на 20 – 25 % (я беру тушку, как наиболее популярный продукт), то продовольственная инфляция с 2015 года составила 39,1%, то есть цены на мясо у нас растут существенно более медленными темпами, чем продовольственная инфляция.

Да, этот год нестандартный, он и в мире такой. Я хочу сказать, что ситуация у нас значительно лучше, чем в целом ряде стран. Прежде всего, потому что не хватает рабочих на предприятиях по разделке мяса. Есть скот, как в США, в Англии, есть свиньи, крупный рогатый скот, но нет людей на заводах, которые разделывали бы это мясо и превращали бы в продукт, который идет на полку. России этого удалось избежать, и в 2020 году мы не видели дефицита, и цены были стабильными. В 2021 году у нас мясо всегда есть на полке. Я думаю, было бы гораздо хуже, если бы вроде как нам казалось, что цены неясно какие, но мяса не было бы вообще. Но повторяю, что мы видим в ряде стран, меня пугает гораздо больше, чем рост цен.

Мы должны помогать, прежде всего, через адресную поддержку нуждающимся, потому что не все у нас люди бедные. Не все смотрят на ценник, а вот много людей, десятки миллионов людей в России, они, конечно, нуждаются в дополнительной социальной поддержке. В прошлом году правительство потратило 500 миллиардов рублей на дополнительные меры поддержки населения. И сейчас такие же меры так же регулярно осуществляются. Я считаю, это гораздо важнее, чем задавить цену производителя, в результате чего производство может деградировать, оно может упасть, и тогда цены вырастут гораздо выше.

- Когда производители заявляют о повышении цен на свою продукцию, сетевые магазины всегда с этим соглашаются или это может привести к изменению ассортимента?

Сергей Юшин: Конечно же, это всегда очень длительный процесс переговоров, потому что торговые сети понимают, что любое изменение цены может повлиять на спрос и на продажи того или иного ассортимента. Зная или прогнозируя, что для потребителя важнее, сети для себя определяют, что вот этот товар, например, тушка, является трафикообразующим, то есть из-за тушки многие приходят в этот магазин, и на нее могут делать маленькую наценку или вообще продавать без наценки, но покупатель покупает что-то еще, и таким образом сеть получает дополнительную прибыль и обеспечивает себе рентабельность.

Или какие-то товары более высокой ценовой категории с высокой долей добавленной стоимости: они когда стагнируют, могут быть не востребованы, и тогда сеть говорит: все, я вывожу с полки тот или иной товар, он по более высокой цене моим покупателям не нужен. И тогда, действительно, меняется ассортимент, то есть наши с вами доходы очень существенно влияют на то, что находится на полке. Доходы увеличиваются или меняется культура потребления, и на полке мы видим все больше товаров, максимально готовых к кулинарной обработке дома.

Если раньше хозяйка покупала окорок, и ей нужно было его разделывать, удалять кость, снимать шкуру, то сегодня мы покупаем отдельно красиво нарезанные кусочки, уже порционные, все они одинаковые, и люди, платя более высокую цену, покупают себя время для досуга, отдыха, для общения с детьми.

- Минсельхоз сообщил, что государство поможет предпринимателям, животноводам выделят 10 миллиардов рублей для компенсации части затрат на закупку кормов. Это позволит остановить рост цен на продукцию?

Сергей Юшин: Эта мера рассчитана на увеличение производства, потому что динамика цен – это всегда вопрос баланса спроса и предложения, и данная мера не единственная. Минсельхоз принимает и другие усилия для того, чтобы снизить инфляционную нагрузку на производителя. Как я сказал, очень многие вещи повышаются в цене, растет себестоимость, то есть одна из целей Минсельхоза – снизить динамику роста себестоимости производства и стимулировать увеличение объемов.

Если будут увеличиваться объемы, то естественным образом цены будут стабилизироваться, но если объемы производства будут снижаться, независимо от того, сколько денег дадут производителям, цены все равно вырастут, потому что цена – это баланс спроса и предложения, а не только мер поддержки.