Зачем России бразильская свинина?

Цены на стройматериалы, минеральные удобрения, продовольствие и лекарства в течение года росли агрессивно, не всегда предсказуемо и объяснимо. Назрела необходимость в создании правового механизма регулирования цен на внутреннем рынке, который не зависел бы от изменения мировой конъюнктуры. Уместным поэтому выглядит предложение сенаторов сформировать комиссию в палате регионов, которая помогла бы вместе с заинтересованными министерствами и ведомствами отработать возможные законодательные изменения в направлении снижения цен. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко в ходе правительственного часа с участием главы ФАС Максима Шаскольского 19 ноября поддержала инициативу.

Зачем России бразильская свинина?
© Парламентская газета

Минеральные удобрения и заграничное мясо

Текущий год для отечественных аграриев был непростым: с одной стороны непогода вмешалась в планы и в ряде регионов даже пришлось пересеивать посевные площади, с другой — запредельными темпами росла стоимость минеральных удобрений, которые, в том числе, необходимы под сев озимых.

По данным Росстата, в августе отпускные цены производителей удобрений на аммиачную селитру поднялись на 70 процентов, на аммофос (азотно-фосфорное концентрированное растворимое удобрение) — на 125 процентов.

«Все это отразится на стоимости продукции и повлечет увеличение цен в продуктовых магазинах, — спрогнозировал член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Алексей Кондратенко. — Вопрос: достаточно ли у ФАС инструментов для регулирования и сдерживания цен на рынке минеральных удобрений?»

Кабмин предпринял комплекс мер, который позволит обеспечить производителей сельхозпродукции минеральными удобрениями в полном объеме, заверил Шаскольский. В этом процессе участвуют Минсельхоз и Минпромторг, а ФАС проконтролирует исполнение принятых мер. Внутренний рынок будет насыщен нужным объемом удобрений по ценам, которые были зафиксированы в мае-июле этого года, пообещал глава ведомства.

Но если с удобрениями более-менее ситуация ясна, то с другой проблемой аграриям еще только предстоит столкнуться. Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов напомнил, что с первого января 2022 года обнуляются пошлины на ввоз свинины и говядины. Министр сельского хозяйства Бразилии уже приехал в Россию на переговоры. Несложно в связи с этим спрогнозировать падение интереса к бизнесу в ближайшем будущем, банкротство большого количества российских предприятий, которые занимаются производством свинины и говядины.

Присутствующий на «правчасе» замминистра сельского хозяйства Иван Лебедев попытался смягчить неловкость, но получилось не очень убедительно: «Мы считаем, — сказал чиновник, — что импортное мясо — это всегда сегмент более высокопремиальный, там совсем другая структура себестоимости, поэтому считаем, что данный подход никаким образом не скажется на объемах производства нашей продукции. Исходя из тех подходов, когда мы смотрели на структуру себестоимости производства, считаем эта мера обоснованная и правильная».

Объяснение вызвало еще больше недоумений.

«Если наш сельхозпроизводитель в полном объеме насыщает внутренний рынок свининой, то зачем нам снимать таможенные пошлины с импортной свинины? — поинтересовалась Валентина Матвиенко. — Мне это не понятно. И объяснение, что там другая структура ценообразования, это выглядит странновато и непонятно».

«Вы то ли неточно выразились, то ли нет позиции. Если бы Минпромторг так говорил, я бы могла понять, но когда заместитель министра сельского хозяйства, основной задачей которого является защита отечественного производителя… Ответ не принимается», — подчеркнула спикер Совфеда.

Хоть глава ФАС и пояснил, что эта мера временная, но чем она вызвана — никто из сенаторов так и не понял. Матвиенко поручила главе аграрного комитета Алексею Майорову пригласить на заседание комитета представителя Минсельхоза и более внимательно разобраться в причинах обнуления пошлины на мясо.

Стройматериалы и бензин

С ценами на бензин и дизельное топливо тоже не все ладно — наблюдается их рост. «Это связано с динамикой мировых цен на нефть и нефтепродукты и сезонным спросом как внутри страны, так и на других рынках, недостаточным объёмом предложения на биржевых торгах, плановыми и внеплановыми ремонтами на заводах», — объяснил Шаскольский.

Для устойчивости ситуации на розничных рынках, по его словам, внесены поправки в параметры демпфирующего механизма, «сформированы достаточные объёмы запасов топлива на НПЗ и нефтебазах».

Кроме того, ФАС совместно с Минэнерго приняли меры по совершенствованию биржевой торговли, увеличив нормативы продаж. Такие меры позволят сдержать динамику цен и на зимний дизель, уверен глава ведомства.

Что касается скачков цен на рынке стройматериалов, то для их обуздания создан реестр крупных производителей, в случае нарушений антимонопольного законодательства им грозят штрафы. По словам Шаскольского, на ценообразование в этом секторе влияют не только изменение баланса спроса и предложения и рост поставок альтернативных импортных товаров, но и отдельные незаконные действия хозяйствующих субъектов.

Валентина Матвиенко отметила, что накрутка цен идет через трейдеров, в других сферах то же самое — через цепочки посредников. «За счет этого сильно вырастает цена. Вот это звено нужно убрать, привести в порядок и следить, чтобы не было искусственного накручивания цен для конечного потребителя», — уточнила она.

Контроль стоимости лекарств

Вопрос ценообразования, по мнению сенатора Светланы Горячевой, самый важный, так как связан с уровнем жизни людей. И неверно увязывать причины роста цен с глобальными проблемами. Данные Росстата за прошлый год свидетельствуют, что цены на продукты в России росли в семь раз быстрее, чем в ЕС. «В Европе продовольствие подорожало на 1,1 процента, а у нас — на 7,9 процента. Овощи в ЕС — рост 1,2 процента, в России — 20 процентов», — уточнила она.

Также сенатор затронула тему оптовых поставок лекарств. «Когда с главными врачами в районных больницах встречаешься, много жалоб на рост цен более чем в два раза на противовирусные лекарства и в особенности на генноинженерные препараты», — отметила парламентарий.

Хотя Россия — это страна с рыночной экономикой, все же Правительство, и Федеральное Собрание, ответственны за то, чтобы цены в том числе и на жизненно важные лекарства были под госконтролем и были созданы условия для их стабилизации. «Доходы населения падают, мы это хорошо знаем — пандемия нанесла большой урон. И здесь нужна согласованная политика и действенные меры», — добавила председатель Совета Федерации.

Неясности в ценообразовании необходимо как можно скорее устранить, создав механизм регулирования цен на внутреннем рынке, который не зависел бы от изменения мировой конъюнктуры. Валентина Матвиенко поддержала такое предложение сенатора Евгения Савченко, поручив сформировать комиссию в палате регионов, которая помогла бы вместе с заинтересованными министерствами и ведомствами отработать возможные нормативные изменения, направленные на снижение цен.