Пиво может вернуться на российские АЗС

Минэнерго предложило Минпромторгу рассмотреть вопрос возвращения на заправочные станции слабоалкогольных напитков. Об этом пишут «Известия», ссылаясь на соответствующий проект доклада правительству.

Пиво может вернуться на российские АЗС
© BFM.RU

Снятие запрета на продажу слабого алкоголя на АЗС позволит расширить ассортимент нетопливных товаров и увеличить прибыль за счет роста выручки от продажи сопутствующих товаров и услуг.

Как отмечают авторы инициативы, мера поможет поддержать заправки после резкого скачка стоимости топлива: по оценке Минэнерго, в начале 2022 года цены вырастут сразу на два рубля за литр горючего. По оценкам представителей отрасли, реализация идеи может принести заправкам дополнительно 30-40 копеек с каждого литра топлива.

Говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша:

Евгений Аркуша президент Российского топливного союза «Торговля топливом убыточна, это беспрецедентный случай, этот год у нас показал, что розничный ретейл находится в хронических убытках. Потери в пересчете на одну АЗС измеряются миллионами рублей, то есть торговать топливом невыгодно в силу тех регуляторных особенностей, которые у нас происходят в этой отрасли. Да, реализация слабого алкоголя на АЗС, снижение ставки эквайринга, конечно, помогут, но не решат проблему. И то, мы рассуждаем в тех реалиях, которые были десять лет назад, когда мы торговали пивом, алкоголем на заправках, сейчас ситуация изменилась. Тогда да, действительно, мы должны были получить довесок маржинальной доходности. Как будет сейчас, даже трудно сказать. Безусловно, лишним это не будет, главное другое — это налогообложение, налоговый маневр, демпфирующий механизм и так далее, параметры, которые на сегодняшний день приводят к убыточности розничного ретейла, при том что правильна идея недопущения роста цен выше инфляции, но надо делать что-то с оптом».

Возвращать слабый алкоголь на заправки надо, поскольку это дискриминация, но никакой экономической выгоды от этого, скорее всего, не будет, считает управляющий партнер сети АЗС GP Vympel в Саратове Екатерина Савкина.

Екатерина Савкина управляющий партнер сети АЗС GP Vympel в Саратове «Законопроекту порядка пяти лет. За эти пять лет много что поменялось. Может быть, пять лет назад это было бы актуально, сейчас развились крупные сети, например, «Красное & белое», и у них розничные цены ниже, чем наши входные цены от поставщиков на ряд позиций. Я думаю, что слабоалкогольная продукция будет не исключением, соответственно, по цене мы уже не конкурентоспособны. Идем дальше, у нас случилась пандемия, сместился вектор в пользу дистанционной торговли, я думаю, что в ближайшее время, наверное, узаконят дистанционную продажу алкоголя, потому что на самом деле удостоверить личность покупателя при доставке курьером реально не проблема, и пробить ему чек в момент передачи товара тоже не проблема. С моей точки зрения, сколько-нибудь значимая продажа алкоголя на заправках в городах, я исключаю Москву и Санкт-Петербург, я имею в виду регионы, скорее всего, не будет иметь какого-либо экономического эффекта для заправок, потому что мы не пройдем по цене, и объемы продаж будут невелики. Я не могу судить о продажах на трассовых заправках, может быть, там это действительно будет актуально. На заправках в каких-то селах, удаленных, труднодоступных местах, где заправка — это центр вселенной, там, может быть, ситуация будет иная. Это моя оценка. Безусловно, вводить это надо, потому что это просто дискриминация, откровенно говоря, но экономикой здесь не пахнет».

Запрет на продажу любого алкоголя на российских АЗС был введен в 2012. С тех пор вопрос отмены этого решения обсуждался неоднократно. Последний раз предложение вернуть слабый алкоголь на заправки прозвучало в прошлом году. Тогда идея рассматривалась как мера поддержки отрасли, пострадавшей от введенных антиковидных мер. Инициатива была подготовлена Минпромторгом.

В Минпромторге от комментариев отказались. В Минэнерго на запрос Business FM ответили, что «Министерством ведется системная работа по поддержке экономики заправки топливом».