«Красная карточка» для коммерсанта

Теперь любая кредитная организация получит возможность оценить риски каждого потенциального клиента - пока это коснется юридических лиц и ИП. Недобросовестным предпринимателям будет закрыт доступ к целому ряду банковских услуг.

«Красная карточка» для коммерсанта
© Мир новостей

СТЕПЕНИ РИСКА

Система заработает в России с 1 июля 2022 года. За рубежом это уже действует, еще в 2000-х годах там появились аббревиатура KYC. Know Your Customer, или Know Your Client, так и переводится: «Знай своего клиента». Сейчас это один из основных принципов работы финансовых институтов - банков, фондов, бирж. Они обязаны сначала идентифицировать личность контрагента и только потом принимать решение о проведении каких-то операций с деньгами.

Решено, что новый российский сервис разделит всех клиентов банков по степени риска: низкий будет определен зеленым цветом, средний - желтым, а клиенты, «помеченные» красным цветом, - высокая степень риска. «Желтые» клиенты не получат полного кредита доверия банков, а «красные» фактически будут лишены возможности брать кредиты и пользоваться другими услугами финансовых организаций. Таким клиентам откажут в списании денег, выдаче средств, перечислении активов на счет контрагентов и так далее. По мнению Центробанка, таким образом из экономики уйдут самые опасные и неблагонадежные структуры, это около 50 тысяч компаний. А добросовестные клиенты, наоборот, получат больше преференций.

БАНКИ И БИЗНЕС ПРОТИВ

Компании, попавшие в список неблагонадежных и получившие «красную карточку», могут, конечно, оспорить эти меры, обратившись в межведомственную комиссию при ЦБ. А если там не получится доказать свою благонадежность, можно обратиться в суд. Но если «красная» компания не станет оспаривать такое решение или суд поддержит мнение Центробанка о неблагонадежности организации, то ее исключат из ЕГРЮЛ (ЕГРИП).

Однако игроки рынка все же опасаются, что новый закон может оказать негативное влияние на банковскую сферу. Национальный совет финансового рынка (НСФР) намерен предложить свою версию законопроекта и будет направлять свои предложения в Центробанк, Минфин, Росфинмониторинг, а также в Комитет Госдумы по финансовому рынку и Совет Федерации. По мнению финансистов, критерии оценки клиентов слишком размыты. И фактически граждан и предпринимателей во внесудебном порядке ограничат в правах, что противоречит закону.

Более того, получившие «красную карточку» компании рискуют своей репутацией, ведь этот рейтинг будет публичным. Удастся ли потом восстановить свое честное имя? Компания может пострадать безвинно и просто разориться, предполагает глава НСФР Андрей Емелин.

О непонятных критериях, по которым фирмы будут относить к тем или иным группам риска, говорит и вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков: «Банк оценивает степень риска совершения клиентом операций, предположительно совершаемых в целях легализации, то есть отмывания доходов, а для клиента такие «предположения» и «оценки вероятности» приводят к блокированию средств во внесудебном порядке на продолжительный срок». Кроме того, на банки будет возложена и дополнительная финансовая нагрузка, ведь придется потратить средства на обеспечение работы такого внутреннего контроля и организацию нужных процедур.

Так что пока все стороны выражают недовольство: скорее всего, система будет дорабатываться, чтобы учесть все законодательные и юридические нюансы.

Марина Лепина.

Фото: ADOBE STOCK