Россиян предупредили о последствиях регулирования цен на пиво

Федеральная антимонопольная служба заявила, что введение минимальной розничной цены на пиво — это излишняя мера. Она не поможет защищать рынок от демпинга, некачественной и контрафактной продукции, а лишь приведёт к удорожанию продукции. «Секрет» попросил экспертов прокомментировать ситуацию. По словам собеседников, госрегулирование цен — неэффективный и отчасти вредный механизм. В ФАС ранее отмечали , что введение минимальной розничной цены (МРЦ) на пиво вместе с повышением акциза на слабоалкогольные напитки может привести к быстрому росту цен. Ведомство оценило ситуацию на оптовых рынках спиртного и считает, что демпинга на нём нет. Введение минимальных розничных цен там назвали избыточной мерой, из-за которой потребители будут чаще переходить на крепкий алкоголь. В беседе с «Секретом» автор YouTube-канала «Просто про пиво» Александр Савицкий заявил, что перспектива МРЦ выглядит неоднозначно. С одной стороны, федеральные производители не смогут устанавливать предельно низкие цены на свою продукцию, зарабатывая не на марже , а на объёмах продаж. С другой, минимальную цену можно расценивать как посягательство на свободу конкуренции. Для пива эта мера не оправдана, так как, в отличие от МРЦ на крепкий алкоголь, не поможет вытеснить с рынка фальсификат или ограничить потребление алкоголя. «Установка нижней границы стоимости пива может спровоцировать многих потребителей перейти на более крепкий алкоголь — это идёт вразрез официальной антиалкогольной риторике наших властей. Кроме того, минимальная розничная цена никак не повлияет на качество напитков: сырьевая и производственная себестоимость даже очень качественных массовых сортов пива сейчас очень мала по сравнению с акцизом, налогами и прочими дополнительными затратами пивоварни», — пояснил Савицкий. По мнению эксперта, введение МРЦ дало бы возможность региональным пивоварням конкурировать с пивными гигантами не ценой, а качеством, разнообразием и вкусом. Однако есть более эффективные и справедливые методы регулирования пивного рынка, такие как введение дифференцированного акциза, величина которого прямо пропорциональна мощностям пивоварни. В апреле 2021 года Минфин предложил установить минимальные розничные цены на все спиртные напитки в России. МРЦ хотели использовать как инструмент борьбы с дешёвым контрафактным алкоголем на рынке. По мнению владельца бара «Нора» Вячеслава Кузьменко, новые попытки регулирования рынка со стороны государства выглядят избыточно. «Мнения насчёт МРЦ есть разные: на мой взгляд, нормальный, качественный продукт не может стоить дёшево. Он априори дороже того, что продаётся в разливайках или по акции. Даже предлагаемые МРЦ не отражают стоимость хорошего пива. Ничего не изменится — производители, ориентированные на массмаркет, продолжат варить то же дешёвое пиво, просто по другой цене», — заявил собеседник «Секрета». «Вместо того чтобы закручивать гайки, могли бы ослабить контроль, дать развиваться производству, малым пивоварням. А в связи со всеми мерами контроля, с ковидными ограничениями бизнес закрывается. Все новые меры ведут только к удорожанию продукта, закрытию маленьких игроков на рынке. Это бред, который не помогает ни покупателю, ни производителю», — подчеркнул Кузьменко. Весной 2021 года идею ввести минимальные розничные цены на всё спиртное поддержали в Союзе российских пивоваров. Предполагалось, что литр кегового пива будет стоить в рознице не дешевле 85 рублей, в стеклянной таре — минимум 110 рублей, а в заводской ПЭТ-упаковке — 90 рублей. Транснациональные корпорации раскритиковали эту идею. Фото: depositphotos.com

Россиян предупредили о последствиях регулирования цен на пиво
© Секрет Фирмы