У ТМХ и Alstom уже несколько лет нет совместных проектов, связанных с разработкой подвижного состава или компонентов

Совместных проектов, связанных с разработкой подвижного состава или компонентов, у АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) с производителем железнодорожного подвижного состава и транспортных систем Alstom нет уже несколько лет.

У ТМХ и Alstom уже несколько лет нет совместных проектов, связанных с разработкой подвижного состава или компонентов
© РЖД-Партнер

Об этом РЖД-Партнеру сообщил генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян.

В среду, 9 марта, на своем сайте Alstom

сделал официальное заявление

в связи с ситуацией на Украине, объявив о приостановке всех поставок, а также всех будущих бизнес-инвестиций в Россию.

«Alstom владеет 20% акций АО «Трансмашхолдинг». Между Alstom и ТМХ не было ни материальной, ни оперативной связи. Балансовая стоимость активов будет переоценена в рамках закрытия счетов за 2021/2022 финансовый год», – говорится в сообщении компании.

В заявлении также говорится, что Alstom разрабатывал партнерский проект с украинским железнодорожным оператором «Укрзализныця» (УЗ), включая поставку локомотивов и сопутствующие услуги. Текущие обсуждения этого проекта приостановлены.

«Alstom внимательно следит за драматической ситуацией, происходящей в настоящее время на Украине. Безопасность наших сотрудников и их семей, как всегда, является нашим главным приоритетом. С начала конфликта была создана специальная группа для принятия мер по поддержке», – говорится в заявлении.

Комментируя ситуацию, Ю. Саакян отмечает, что на Новочеркасском электровозостроительном заводе в год выпускали по несколько электровозов. В 2021-м было выпущено три пассажирских электровоза ЭП20, участие в разработке которых принимал Alstom 10 лет назад. «Заместить их электровозами других российских серий производитель, несомненно, сможет», – говорит он.

«Вся создаваемая продукция ТМХ разрабатывается в собственном инжиниринговом центре («ТМХ-Инжиниринг»). Интеллектуальные права на выпускаемую технику принадлежат ТМХ. Ни одного продукта, выпускаемого по лицензии иностранного разработчика, насколько нам известно, в портфеле холдинга нет», – добавляет Ю. Саакян.

Согласно официальной информации, начиная с 2008 года ТМХ реализовывал программу стратегического партнерства с «дочкой» французского Alstom – компанией Alstom Transport, занимающейся выпуском оборудования и машин для электровозов, электропоездов, трамваев и инфраструктуры.

Соглашение о стратегическом партнерстве между компаниями было подписано 31 марта 2009 года. В соответствии с достигнутыми договоренностями Alstom Transport взял на себя обязательство оказывать ТМХ поддержку в модернизации входящих в его состав заводов и разработке нового поколения железнодорожной техники для российского рынка, проведении технического аудита всех предприятий холдинга. Было принято решение о вхождении французской компании в капитал российского холдинга.

В 2015 году в условиях санкций в отношении России старший вице-президент Alstom Transport в России и странах СНГ Мартен Вожур в интервью СМИ отмечал, что «присутствует в России не как французская компания, а как партнер, в частности, "Трансмашхолдинга"», а также подчеркивал, что «сложившаяся политическая ситуация только сблизила с российскими партнерами».

По сообщению компании, в конце 2016 года ОАО «Центросвармаш» (ЦСМ, входит в АО «Трансмашхолдинг») заключило контракт и начало отгрузку компании Alstom сварных элементов Bolster B20 (надрессорный брус или траверса), которые используются в составе тележек вагонов метро Metropolis.

В 2020 году на ОАО «Демиховский машиностроительный завод» (ДМЗ, входит в состав АО «Трансмашхолдинг») был освоен выпуск подсборок рамы трамвая для Alstom.