Экономист сообщил, возможно ли в России повторение дефолта 1998 года

Комментируя сообщение S&P об объявлении России «выборочного дефолта», первый заместитель декана Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при правительстве РФ Павел Селезнев указывает, что рейтинговое агентство выдает желаемое за действительное.

«Мы понимаем, какой сценарий наши оппоненты в лице коллективного Запада сейчас отыгрывают. Основной – это то, что касается финансово-экономического поля наряду с санкциями и всем остальным. При готовности и возможности России платить по нашим обязательствам, нам просто не дают это делать», - указывает экономист.

Накануне Standard & Poor's (S&P) сообщило, что объявило России «выборочный дефолт» по внешнему долгу после того, как страна предложила рубли для выплат по двум долларовым облигациям, срок погашения которых наступает 4 апреля. Как поясняет рейтинговое агентство, «выборочный дефолт» объявляется, когда организация допустила дефолт по конкретному обязательству, но не по всему долгу.

При этом министр финансов Антон Силуанов заявил, что Россия намерена подать судебный иск по этому вопросу. «Мы будем подавать в суд, потому что мы предприняли все необходимые действия для того, чтобы инвесторы получили свои выплаты. Мы предъявим суду доказательства наших платежей, чтобы подтвердить наши усилия по выплатам в рублях, как мы это делали в иностранной валюте», – заявил он в беседе с российскими СМИ.

Павел Селезнев отмечает, что позиция Силуанова вполне понятна, прозрачна и более чем аргументирована: «Россия не просто платежеспособна – она сверх платежеспособна. И, кстати, об этом открыто говорят все эксперты».

Экономист обращает внимание, что сейчас предпринимаются абсолютно все попытки для того, чтобы Россию затащить в суд, а там, сфабриковав факты, объявить состояние дефолта, чтобы заставить потом предпринимать еще какие-то действия.

«Я бы не рассчитывал, что суды сейчас рассмотрят дело в нашу пользу. Что касается международных судов, мы же понимаем, что все концы ведут в Вашингтон, или Брюссель, а потому надеяться, что они проявят благоразумие и, более того, подойдут к рассмотрению вопроса не политизировано не ангажировано, с нашей стороны было бы очень наивно полагать», - уточняет собеседник «Свободной прессы».

Тем не менее, он полагает, что пока документ не подписан, пока решение не вынесено, - еще возможно все: «Это своего рода перетягивание каната: мы предлагаем деньги, а они не берут. В данном случае, они вредят сами себе, ведь их бизнес от этого тоже страдает. Однако политические ставки в этой игре для них выше ставок экономических. Запад идет ва-банк, чтобы с нами разобраться».

Впрочем, даже в случае признания дефолта в судебном порядке, по мнению экономиста, рядовым гражданам России это не грозит абсолютно ничем: «У нашей страны - очень серьезный запас прочности. Что касается денежно-кредитной политики, по действиям Центробанка и Минфина мы видим, что все шаги выверены и они действуют очень точно и точечно. Такого, как в 1998 году, когда население лишилось своих сбережений, а покупательная способность рубля резко сократилась, точно не будет. Сейчас ситуация как раз обратная – национальная валюта укрепляется, денег в стране большое количество, возможности есть».

Эксперт убежден: признание России технически неплатежеспособной, является «притянутой за уши историей».

«Безусловно, это буде некий имиджево-репутационный момент. Но другие страны, которые нам санкции не объявили, - это 64% населения Земли. Они же понимают, что происходит и сохраняют способность здраво мыслить и трезво оценивать ситуацию: мы продолжаем расти и развиваться, у нас хорошие темпы экономического роста. Поэтому европейцы пытаются набросить нам все новые и новые удавки на шею, а на самом деле, душат себя», - подчеркивает Павел Селезнев.