О ценах «для народа»

«Чтобы цены не росли, нужны два фактора, - утверждает фермер, он же доктор экономических наук Дмитрий Валигурский, - чтобы в нынешнем году был очень хороший урожай и чтобы государство научилось регулировать цены, а то оно от этого процесса самоустранилось, все спустило на рыночные отношения».

О ценах «для народа»
© Мир новостей

Принцип «рынок все распределит и сам устаканит» культивировали еще либералы первой волны под предводительством Гайдара, не имея никакого представления о регулировании. С тех пор правительство и шарахалось между двумя крайностями: либо выстроить цены и экономику во фрунт, либо, наоборот, отпустить вожжи и пусть телега несется под гору. И в том, и в другом случае результат был провальный.

Но вот профессор-фермер Валигурский предложил совместить эти два подхода по уму! Он считает, что примерно 15-20 наименований основных продуктов из продовольственной корзины, без которых гражданам никак не обойтись, должны иметь жесткие цены, причем по всей России - от Калининграда до Владивостока. Пусть это не по законам рынка, но не все же потакать этому монстру!

«Надо зафиксировать цены не на все продукты, но выделить, например, два сорта хлеба, три вида подсолнечного масла, определить марки макарон, яиц, - поясняет Д. Валигурский. - Это должны быть цены «для народа», доступные в том числе и пенсионерам. А для малоимущих слоев населения ввести продовольственные карты. Остальные сорта продукции из высококачественного сырья пусть остаются в коммерческом секторе, они будут давать прибыль производителю». Интересная идея, и не столь много требуется для ее реализации.

Профессор считает, что нет никаких проблем со стабилизацией цен даже в условиях сегодняшнего кризиса. Просто регуляторы, та же ФАС, сильно ошарашены санкциями и никак не разберутся в новых рыночных реалиях.

По мнению экспертов, Запад, прогнозируя дороговизну и дефицит продуктов в России, не учел, что у нас в стране 22 миллиона личных подсобных хозяйств и многие тысячи садоводов и огородников, масштабное производство продуктов. Еще лет 15 назад по некоторым группам овощей они поставляли на внутренний рынок до 90% урожая. А чтобы обеспечить сбыт этой продукции, государство должно возродить давнюю и проверенную систему потребкооперации.

Торгово-заготовительная сельская потребкооперация в СССР осуществляла розничную торговлю на селе, закупала у населения и колхозов сырье, дикорастущие плоды, грибы, ягоды и производила продукты на базе местных сельхозтоваров из личных подсобных хозяйств. В 1990 году потребкооперация обслуживала 40% населения РСФСР, на ее долю приходились четверть розничного товарооборота, около половины заготовок картофеля, треть закупок овощей, более трети выпечки хлеба. Похоже, нам пора включать эти механизмы.

МИХАИЛ ДЕЛЯГИН,

депутат Госдумы РФ, доктор экономических наук:

- На мой взгляд, в такой ситуации гуманизм неуместен. Действовать нужно решительно - так, как со спекулянтами поступали в годы Великой Отечественной войны. Для этого нужен народный контроль.

Без подобных мер, к сожалению, не получится, ибо в погоне за прибылью барыги готовы на все. Но и одним страхом не обойтись. Судя по всему, настало время задуматься о смене экономической модели нашего общества. Нужно признать, что капитализм в России построить не удалось. Его, в общем-то, нигде не удалось построить, эта формация была обречена на крах еще в конце 80-х годов прошлого века. Но ее на время спасло разграбление Советского Союза, а сейчас на планете таких ресурсов больше нет.

Но пока государство занимается кусочно-разрывными мерами, системный подход отсутствует в принципе. Понимание того, что спекулятивная модель экономики себя изжила и ее нужно менять, в умах многих чиновников самого высокого ранга присутствует, но признаков реальных шагов в этом направлении не видно.

Меры по борьбе с повышением цен либо отсутствуют, либо настолько нелепы, что о них даже не стоит говорить. Сахар в 2019-м стоил около 19 рублей, сейчас его регулируют на уровне 100 рублей. Но и эта цифра уже превышена. Государство изображает какую-то активность, но принципиальных действий не совершает. А продавцы в магазинах размышляют так: зачем продавать сахар по 50 рублей, если завтра его можно продать по 100? То есть налицо искусственно созданный дефицит. Ввести минимальную торговую наценку на тот же сахар - стандартный товар - очень просто. Для этого не нужно никакой цифровизации. Это просто разница между ценой производителя и ценой в магазине.

НИКИТА КРИЧЕВСКИЙ,

доктор экономических наук, профессор:

- К сожалению, Минэкономразвития и Минсельхоз почти ничего не сделали для сдерживания роста цен. Правительство не заморозит цены на продукты, а установит предельно допустимые уровни. Именно на этой мере будет строиться новый механизм госрегулирования и недопущения чрезмерных завышений.

Рычаги сдерживания и снижения стоимости продтоваров находятся в руках уполномоченных ведомств: ФАС, Генпрокуратуры, Минэкономразвития. Должна быть заморозка, но не цен, а предельного уровня. Это максимум, выше которого они не могут прыгнуть. Но, уверен, они не дойдут до этого максимума.

Павел Максимов,

Дмитрий Александров.

Фото: С. Киселев /Агентство «Москва»,

С. Сандурская/АГН «Москва».