Застряли на границе: белорусские дальнобойщики не могут вернуться из стран ЕС

Транспортный коллапс. Не все белорусские грузоперевозчики могут вернуться домой. Евросоюз запретил на своей территории фуры с российскими и белорусскими номерами. Только Финляндия с момента запрета развернула 60 машин. Как доставлять товар, и что планируют делать белорусские грузоперевозчики, расскажет корреспондент телеканала «МИР 24» Ольга Забелич.

Застряли на границе: белорусские дальнобойщики не могут вернуться из стран ЕС
© Мир24

Дальнобойщику Андрею повезло. Он смог вернуться на родину. «Заскочил в последний вагон». Вез строительное оборудование из Литвы в Москву. Но привычный маршрут пришлось сменить. Евросоюз запретил движение фур с российскими и белорусскими номерами по своей территории.

«Там просто дурдом. И в накопителе, наверное, 88 часов ожидания – это больше недели там стоять. Gриехал сюда, я за сутки дотолкался до границы, до шлагбаума. А потом выяснилось, что границу вообще закрывают», – рассказал водитель большегруза Андрей.

Перевозчики говорят: на польской и литовской границе в сторону Беларуси настоящий коллапс. Водители стоят в очереди по две недели. Через КПП фурам с грузом проехать нельзя. Только порожняком. Еще и штраф заплатить придется, раз не выехали из ЕС вовремя.

По словам одного из директоров компании по международным перевозкам, несколько его машин до сих пор находятся в Польше. Эти дальнобойщики не могут получить разрешение для въезда на белорусскую сторону.

«С грузами нас не выпускают. Мы обязаны заехать на таможенный склад, на какой – никто не знает. Если даже какие-то ближайшие склады есть, то они переполнены. И суммы перегрузки нереально высокие. И у нас обязательства перед клиентами о доставке груза. И у нас дамоклов меч, и доставить не можем, и перегрузить не можем», – сообщил директор компании по международным перевозкам Дмитрий Воронцов.

Действует запрет и на ввоз белорусских грузов в ЕС. Не касается только медикаментов и продуктов питания. С другими товарами нужно искать новые пути. Например, на Восток через Грузию, Азербайджан в Турцию и Среднюю Азию.

«Восточный рынок намного больше, чем европейский. Конечно, сложилось какая-то привычка, что в Европу ездить хорошо и престижно. Но ставки падали за перевозку. Сегодня ставка или фракт так называемый на восток становится намного выгоднее и интереснее. Мы переформируемся в любом случае. Там друзей намного больше», – отметила председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков Екатерина Станкевич.

В ассоциации белорусских грузоперевозчиков предвидели ситуацию. И предлагают властям поддержать транспортные компании. К примеру, ввести кредитные каникулы. А еще – привлечь дальнобойщиков из дружественных стран. Сербия и Венгрия могли бы доставлять европейские товары на белорусский рынок.

На запреты ЕС Минск ответил зеркально. Теперь и европейские фуры не могут въезжать на территорию Беларуси. Для них открыли более десяти логистических точек для перегрузки товаров.