Следим за поведением. Стоит ли инвестировать, анализируя действия и эмоции других

В сложившейся рыночной ситуации инвесторы часто принимают решения о сделках, поддаваясь эмоциям. Это связано с высокой неопределённостью. На этом фоне стал актуальнее следующий подход: если изучить реакцию людей на те или иные события и их влияние на котировки компаний, можно на этом попробовать заработать. Это называется «поведенческий анализ». Разберёмся, можно ли им заменить классический фундаментальный анализ. В чём суть поведенческого анализа 15 декабря 2014 года рубль резко обесценился, а на следующий день Банк России повысил ключевую ставку сразу на 6,5 процентного пункта — до 17% годовых — из-за высокого риска девальвации и инфляции. Уже к утру рубль укрепился почти до 61 рубля за $1, вечером курс вырос до 66 рублей. Далее курс доллара США достигал 80 рублей, а курс евро — 98 рублей. СМИ назвали это валютной паникой. В те дни курс рубля к доллару находился под давлением цены на нефть и других факторов. Но столь резкое колебание стоимости валюты вызывали именно импульсивные сделки инвесторов, которые эмоционально прогнозировали скорую девальвацию рубля. Именно в те дни получил огромную популярность поведенческий анализ — инвесторы пытались предугадать настроения толпы и заработать на движении курса. К тому же на фондовом рынке в то время было достаточно «неквалов», чтобы уже было что анализировать. В общем виде подход адептов поведенческого анализа выглядит так. Они говорят: инвестор принимает решение, исходя из доступной информации. Например, Telegram-каналы с большим количеством подписчиков могут писать о том, что стоимость какой-то акции взлетит. Если предположить, что толпа в это поверит и бросится покупать бумаги, их цена вырастет. Значит, можно заранее купить эту акцию. Подобным образом сторонники этого подхода ищут разные триггеры. Например, в отчётах компаний, в новостях и т. д., на которые может отреагировать рынок, устроив эмоциональную распродажу или скупку какого-то актива. Одна из наиболее распространённых теорий поведенческого анализа основана на эвристике репрезентативности — когда на основании общих черт событие относят к какой-либо категории и составляют о нём мнение. Но это не всегда работает. Примером ошибки репрезентативности может быть, например, вывод о том, что акции всех фармацевтических компаний вне зависимости от их специфики будут расти, если в мире бушует эпидемия вирусного заболевания. Другой подход В противовесе попытке спрогнозировать вектор иррациональных решений — фундаментальный анализ. Он помогает определить справедливую стоимость акций компании или же валюты в любой период, вне зависимости от того, с какими вызовами сталкивается экономика той или иной страны. Как следствие, он помогает инвесторам выбрать активы, которые принесут доход в будущем. Фундаментальный анализ строится на анализе финансовой отчётности компании — для этого используют МСФО . То есть если поведенческий анализ изучает эмоции инвесторов, то фундаментальный строится на основе цифр. Например, по итогам фундаментального анализа справедливая стоимость акции — $45. А сейчас она торгуется по цене $25. Согласно фундаментальному анализу, в такой бизнес инвестировать выгодно, поскольку можно зафиксировать прибыль, когда цена акции достигнет справедливой стоимости. Предположить, что акции компании торгуются ниже справедливой цены, можно, например, по следующим признакам: - низкий коэффициент P/E (цена/прибыль); - низкий коэффициент P/B (цена / балансовая стоимость). Эмоции и разум: когда сталкиваются две теории Бывает так, что фундаментальный анализ показывает, что ценная бумага перекуплена инвесторами. То есть стоит дороже своей справедливой цены. В таком случае и сталкиваются поведенческий и фундаментальный анализы — возможно, инвесторы уделили большое внимание твитам генерального директора какой-либо компании, а цифры говорят «зря». Также часто инвесторы, вдохновившись последними результатами компании, проецируют их на будущее. Они делают поспешные эмоциональные выводы и присваивают бизнесу слишком большой вес из-за недостаточной информированности о его планах и структуре доходов. Или же, наоборот, импульсивно распродают бумаги. Акции Netflix в начале мая показали резкое снижение после последнего отчёта. Компания потеряла часть подписчиков не только в России, но и в Европе, на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке. Также она предупредила о рисках потери 2 млн подписчиков во втором квартале. Сама компания заявила о том, что пандемия и необходимость сидеть дома скрывали реальную картину заинтересованности пользователей, но сервис продолжит развиваться и привлекать новых подписчиков. При этом, согласно отчёту компании, выручка Netflix в первом квартале 2022 года выросла на 10%, до $7,87 млрд, что совсем немногим ниже прогнозов Уолл-стрит в $7,93 млрд. То есть выручка растёт, несмотря на сокращение пользователей, но инвесторы отказываются держать бумаги. В этом случае эмоции побеждают фундаментальный анализ, и, возможно, такую распродажу можно рассматривать как точку входа для долгосрочных инвестиций в актив. Голова или сердце: кто победит Если обобщить, фундаментальный анализ позволяет инвестору отойти немного в сторону от текущей рыночной ситуации и критически взглянуть на компанию. Поведенческий анализ, в свою очередь, строится на прогнозе потенциальной реакции инвесторов, что достаточно сложно измерить в конкретных цифрах. Возможно, поведенческий анализ позволяет заключать краткосрочные сделки, но не помогает долгосрочным инвесторам. Угадывание настроения толпы, в свою очередь, достаточно рискованное, особенно если инвестор использует маржинальное кредитование. Сейчас инвесторы чаще принимают решения о сделках на основании эмоций из-за текущего новостного фона, поэтому теряют деньги на суетливых сделках, а также комиссиях. Тем не менее оттого, что котировки снижаются, бизнес ряда компаний не становится хуже — многие из них продолжат активно развиваться. На наш взгляд, долгосрочному инвестору лучше держать свои деньги в надёжных активах с налаженными цепочками поставок и чёткой стратегией развития. Желательно, чтобы при этом компания не была переоценена. Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com, unsplash.com/Szabo Viktor, Tobias Tullius, Jens Kreuter, Авилов Александр/Агентство «Москва»

Следим за поведением. Стоит ли инвестировать, анализируя действия и эмоции других
© Секрет Фирмы
Секрет Фирмы: главные новости