Экономист оценил идею установления предельных цен на российскую нефть

Заместитель директора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев напоминает, что идея ввести некие предельные цены на российскую нефть витает в воздухе, начиная с марта.

«Предложение неоднократно высказывали разные политики на Западе. Но даже в той версии, которая была озвучена на саммите G7, оно по-прежнему остается весьма туманным с точки зрения механизма реализации», - отмечает он, комментируя заявление главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен.

Ранее сообщалось, что обращаясь к странам «Большой семерки» в режиме видеоконференции, президент Украины Владимир Зеленский призвал лидеров G7 ограничить цены на российскую нефть. Позднее Урсула фон дер Ляйен сообщила, что для такого шага нужна глобальная коалиция, включающая не только Евросоюз и Соединенные Штаты.

Как поясняет собеседник «Свободной прессы», согласно предложенному в рамках G7 сценарию, европейские страховые компании и перевозчики не будут соглашаться на перевозку российской нефти, если ее поставочная цена будет превышать некий установленный уровень: «Однако проблем здесь очень много. Хоть, европейские перевозчики и занимают большую долю на рынке, но все-таки ими рынок не ограничивается. Россия и сейчас уже занимается, а к концу года явно сможет перестраховать часть грузов и найти другие варианты фрахта. Соответственно, у России будет возможность существенную часть поставок направить в обход европейских компаний».

По словам экономиста, совершенно непонятно, какой уровень цен намерены установить западные страны: «Начиная с марта, Россия продает нефть Urals с дисконтом в 30-35 долларов за баррель к цене Brent. За последние четыре месяца, основной экономический итог санкций в том, что Индия и Китай получили конкурентные преимущества по отношению к странам Запада, поскольку получили возможность покупать нефть существенно дешевле, чем все остальные государства. Разумеется, Европа хочем такую ситуацию исправить. Если Запад установит “потолок” примерно на таком же уровне, в районе 80 долларов за баррель, то для России это ничего не изменит, и наши компании смогут согласиться на эти условия. Но если западные страны захотят установить цены существенно ниже, скажем, в 40 долларов за баррель, то понятно, что российским компаниям это не выгодно, и этого делать они не будут».

Цены на нефть в режиме онлайн смотрите на этом графике

Замдиректора Института энергетики и финансов убежден, что в таком случае Россия будет перенаправлять нефть на другие рынки.

«Есть еще одна проблема. Она не в России и даже не в Западе – как на занижение цены отреагируют другие экспортеры? Доля России на рынке сырой нефти чуть больше 12%, она второй по величине экспортер после Саудовской Аравии, но все-таки это не монополия на рынке. А другим поставщикам снижение цен на российскую нефть не выгодно, поскольку это сильно ударит по общемировым ценам. Дальше у поставщиков остается два варианта: либо снижать свои цены, конкурируя с Россией за рынки, либо удерживать их, что в последнее время они и делают, предполагая, что эффект от этих санкций против России достаточно ограниченный».

Главной проблемой данного предложения является то, что, по сути, оно уже реализовано в виде дисконта.

«Но цены-то мировые от этого не снизились. И то же самое произойдет, если будет введена предельная цена, потому что уже сейчас и так 53% российских поставок идет в Азию. А с каждым месяцем эта доля увеличивается, и будет еще больше. Поэтому экономическая эффективность очень сомнительна», - резюмирует Алексей Белогорьев.