Эмбарго на половину калининградского грузового транзита заработало. Комментарий Георгия Бовта

Ограничения на транзит в Калининградскую область через Литву вступили в силу. Под эмбарго попали цемент и бетонные изделия, древесина, лаки и краски, удобрения, широкий перечень стройматериалов, а также спиртные напитки и промышленные химикаты на основе спирта. Эти ограничения были предусмотрены в пятом санкционном пакете Евросоюза, принятом 8 апреля. При этом ЕС определил разные даты для вступления в силу ограничений по группам товаров. В частности, после 10 августа под запретом окажется уголь. Введение Литвой ограничений в отношении калининградского транзита, о которых было объявлено 18 июня, вызывало резкую негативную реакцию со стороны России. Москва обещала жесткие ответные меры. Были слухи, что Еврокомиссия смягчит условия эмбарго, но они пока не подтвердились. Каким может быть развитие событий?

Эмбарго на половину калининградского грузового транзита заработало. Комментарий Георгия Бовта
© BFM.RU

После того как Вильнюс анонсировал эмбарго, которое затронет до половины грузопотока между Калининградом и остальной Россией, в весьма авторитетных европейских СМИ появились утечки, согласно которым Еврокомиссия якобы готовила меры по смягчению его условий. Якобы основным лоббистом послаблений выступала Германия, которая не хотела, чтобы нарушение прежних договоренностей между ЕС и Россией по транзиту привело к новой эскалации напряженности в отношениях с Москвой. Тем более что чисто юридически перевозки между российскими регионами вроде и не должны были подпадать под европейские санкции. Почти решенным считалось, что ЕС может сохранить транзит в объемах, актуальных до 24 февраля. Однако, когда литовское эмбарго вступило в силу, Еврокомиссия предпочла остаться в стороне, как ни в чем не бывало. Почему?

Как это ни покажется странным, Брюссель не захотел идти против Вильнюса, который выступал резко против компромиссов с Москвой, напирая на тезис о единстве санкционных рядов Евросоюза. И, видимо, для того чтобы продемонстрировать это единство и не желая «прогибаться» перед грозными заявлениями Москвы, Еврокомиссия решила пока ничего не делать. Тем более что только что уже случилась серьезная уступка со стороны Запада: по просьбе Германии Канада решила вернуть после техобслуживания турбину Siemens, используемую в газопроводе «Северный поток — 1». Видимо, после этого с уступками решили не частить. И теперь дают возможность Москве реализовать все или некоторые из тех угроз, на которые она намекала в последнее время. Такой ход со стороны Европы может оказаться весьма рискованным, но, видимо, в Брюсселе рассудили, что из-за отсечения лишь половины грузопотока в Калининград Москва не станет начинать войну с Литвой — членом НАТО. И, скажем, пробивать силой так называемый Сувалкский коридор примерно в 100 километров, ведущий теоретически кратчайшим путем из Калининграда через Литву в Белоруссию вдоль границы с Польшей.

Москва пока не раскрывала подробности того, каким именно будет ее ответ Литве и Европе в целом, помимо того что заявляла, что он будет жестким. О некоторых мерах рассуждал губернатор области Антон Алиханов. В частности, он предлагал запретить полностью товарооборот между Россией и странами Балтии. Также он предлагал запретить маркировку импортируемого в Россию алкоголя, каковой процесс до сих пор происходит именно в странах Балтии, принося в их казну до 300 млн евро в год. Через Литву и Латвию идет почти весь импорт алкоголя в Россию, и посему вышеописанная мера может ударить по этому импорту довольно сильно.

Насколько серьезно пострадают страны Балтии от полного прекращения грузооборота с Россией, сказать трудно. Тот же Алиханов предрекает чуть ли не полное обрушение портовой и вообще транспортной инфраструктуры этих стран. Но надо учесть, что резкое сокращение грузовых потоков через Балтию идет уже четыре месяца, и сколько там его еще осталось, сказать трудно.

Вот лишь некоторые цифры, дающие представление о масштабах. Так, на момент начала военных действий на Украине в Латвии лишь 7% экспорта страны приходилось на Россию. Доля российского импорта — 9%. Это некритично. В то же время значительным оставался упомянутый экспорт алкоголя. Зато в случае полного прекращения транзита и любых экономических связей объем железнодорожных перевозок может снизиться на 82%, а объем грузов в портах Латвии — на 45%. В прошлом году через латвийские порты прошло 40 млн тонн грузов, в основном как раз из России и Белоруссии, но за последние четыре месяца грузооборот уже резко сократился.

Особенно сильно может пострадать от разрыва экономических связей Рижский порт, до недавних пор до 70% его объемов — это были грузы, идущие в направлении России и стран СНГ. В случае закрытия российских и белорусских границ с латвийского рынка могут уйти примерно 20% автоперевозчиков. В последнее время обороты в автоперевозках уже падали примерно на 35% в неделю. В главном порту Литвы Клайпеде, если дело дойдет до полной блокады этого порта со стороны России, доходы его администрации сократятся на 2 млн евро, а потери присутствующих там портовых компаний, завязанных на экспорт, составят до 8,7 млн евро. Однако на фоне общего оборота компаний, работающих через Клайпедский порт, в 470 млн евро эти суммы не кажутся критичными.

Но так считают литовские официальные лица. А вот губернатор Калининградской области Алиханов считает иначе, полагая, что «30% экономики Литвы впрямую связаны с функционированием железнодорожной инфраструктуры и порта Клайпеда», посему все это можно «закрывать на следующий день после решения» о прекращении связей. Что касается Таллинского порта, то в последнее время доля в объеме товаров, предназначенных для российского рынка, составляла там не более 2%.

Возможно, Еврокомиссия и страны Балтии хотят дождаться конкретики российских ответных мер, после чего они могут, нельзя исключать, еще больше ужесточить ограничения по транзиту. Ведь пока они не коснулись не только половины грузового, но и всего пассажирского транзита, предусмотрены исключения из санкций для хлористого калия, минеральных и химических удобрений. Нефтяное эмбарго тоже вступит в силу лишь в конце года. Возможно, Еврокомиссия, идя навстречу воинственно настроенным балтийским политикам, решила сейчас сыграть на обострение и посмотреть, что из этого получится.