Деловое сообщество раскритиковало законопроект о сервисах частных объявлений

Законопроект депутата Антона Горелкина (он единственный автор) летом прошел первое чтение. Когда будет второе, пока неизвестно. Основной тезис — ограничить до 20% долю иностранных акционеров в сервисах объявлений с аудиторией от 10 млн пользователей. Как пояснял Горелкин, такие доски объявлений, или, как их еще называют, классифайды, превратились в огромные хранилища данных о россиянах. А владеют компаниями иностранцы. Поэтому нужен госконтроль за игроками индустрии.

Деловое сообщество раскритиковало законопроект о сервисах частных объявлений
© BFM.RU

Сейчас документ раскритиковали в РСПП. В деловом сообществе считают, что инициатива приведет к потере капитализации таких сервисов, а также ограничит инвестиции, в том числе из «дружественных» стран. Кроме того, физически исполнить требования для некоторых компаний сейчас просто невозможно. К примеру, бумаги HeadHunter, ЦИАН и других публичных интернет-гигантов были в свое время размещены за рубежом. Но торги приостановлены, финансовые мосты сожжены. То есть иностранные акционеры сейчас в принципе не могут продать эти активы.

При этом инициативу с индустрией не обсуждали, и смысл ее не очень понятен, замечает председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко:

Герман Клименко председатель совета Фонда развития цифровой экономики «Это попытка принятия закона, который вообще не обсуждался с индустрией. Не было никакой попытки даже договориться. Условно говоря, некая высшая сила вдруг захотела. Ни объяснений, ни мотивов, ни понятийной истории. В чем смысл каким-то образом ограничивать классифайды от зарубежных владельцев? Мы вроде их привлекаем сейчас. Мы находимся в таких условиях, когда любой иностранный инвестор — доказательство того, что люди готовы с нами работать, готовы переходить санкционные границы, готовы брать на себя риск и ответственность. И в этом смысле история изгнания зарубежных акционеров из успешной компании, когда те хотят остаться и хотят работать, выглядит странноватой».

Так совпало, что сам законопроект появился на фоне сообщений о продаже крупнейшего не только в России, но и в мире классифайда «Авито». Он принадлежит южноафриканскому инвестхолдингу Naspers. ЮАР — страна России «дружественная». Но «Авито» полностью принадлежит Naspers через подразделение в «недружественных» Нидерландах. СМИ писали, что «Авито» может купить VK. Но назывались и другие претенденты, в частности Владимир Потанин. Правда, сообщалось, что стороны не могут договориться о цене. Последняя оценка «Авито», датированная 2019 годом, — 4 млрд долларов. Это было до пандемии, с тех пор компания могла вырасти в цене. Но сейчас, как рассказывали источники, максимум предлагали 1,5 млрд долларов. Что, как можно предположить, акционеров не устроило.

И тут появился законопроект, который непосредственно касается «Авито». Более того, автор документа Горелкин и сам в качестве примера приводил именно эту компанию. Впрочем, если закон примут, то он затронет и других крупных игроков. И им придется или продавать акции, если получится, или же дробить компании. О том, как это, возможно, будет происходить, на примере ЦИАН рассуждает член совета директоров Simple Estate Артем Цогоев:

Артем Цогоев член совета директоров Simple Estate «Будут выделены доменные имена. «ЦИАН.Аренда», например. И вот этот «ЦИАН.Аренда» будет пытаться достичь планки 10 млн [посетителей]. Как только он ее достигнет, «ЦИАН.Аренда» будет делиться дальше, дробиться на другие части. То есть мотивация останется. Вопрос в том, что пользователям будет меньше нравиться использовать такой портал, который состоит из многих частей. Одновременно с этим есть какой-нибудь замечательный государственный портал, на котором все это можно вместе сделать, потому что он государственный и у него все акционеры в России».

Но планка в 20% для иностранцев — это еще не все. Владельцев классифайдов могут обязать не использовать сервисы в противоправных целях, не допускать распространение порочащей информации, разместить у себя единый электронный адрес для направления юридически значимых сообщений, а также установить счетчик аудитории, который одобрит Роскомнадзор. Видимо, для того чтобы не скрывали данные о количестве пользователей, чтобы уклоняться от исполнения закона. Мало кто будет спорить, что государство в том или ином виде должно контролировать крупные интернет-компании. Но пока сами формулировки закона можно толковать достаточно широко. Да и есть уже действующие законы, которые описывают правила игры в этой индустрии. А в перспективе все это может коснуться не только крупных игроков вроде «Авито» или «Яндекса», у которого тоже есть доски объявлений. Существуют сервисы частных объявлений с аудиторией менее 10 млн. И они явно хотели достичь этой планки. Но сейчас перед ними может встать вопрос: а надо ли?

Впрочем, опыт показывает, что не все инициативы депутата Горелкина становятся законами. Этого не случилось с документом о значимых интернет-компаниях, который парламентарий отозвал после того, как «Яндекс» изменил структуру управления. Итогом аналогичного законопроекта, который касался онлайн-кинотеатров, пожалуй, стало лишь то, что ivi перенес IPO. У истории с классифайдами пока финал открытый — равно как и у возможной сделки по продаже «Авито».