Аналитика "Реального времени": потребительский рынок выходит из пике

Торговые сети, общепит и сфера услуг восстановятся после последствий катастрофического 2022 года

Аналитика "Реального времени": потребительский рынок выходит из пике
© Реальное время

Оборот розничной торговли в Татарстане в 2023 году вырастет до 1,28 трлн рублей, общественного питания — до 57,19 млрд рублей, а платных услуг населению — до 349,73 млрд рублей. Хуже 2022 года быть уже не может и ниже падать некуда, считают эксперты "Реального времени". Торговые сети восстановили логистические цепочки, и фундамент для потребительского спроса создан.

Министерство экономики Татарстана спрогнозировало рост потребительского рынка в республике. Оборот розничной торговли вырастет на 2,4% в сопоставимых ценах к прошлому году — до 1,28 трлн рублей. Оборот общественного питания увеличится на 2% — до 57,19 млрд рублей, а платных услуг населению на 3% — до 349,73 млрд рублей.

При этом безработица в связи с уходом с рынка иностранных компаний, по прогнозам Минэка, возрастет на 6,6%, до 16 тысяч человек, но не достигнет пиковых показателей коронавирусного 2020 года. Для сравнения, на конец августа этого года численность официальных безработных составила 10,3 тысячи человек, а в августе 2020 — 79,1 тысячи человек.

Платежеспособный спрос в 2023 году тоже начнет восстанавливаться. Если реальная заработная плата в Татарстане в 2022 году, по оценкам ведомства, упадет на 5,3% к предыдущему году, то в 2023 году реальные доходы населения вырастут на 2% к уровню прошлого года.

Безработица в связи с уходом с рынка иностранных компаний, по прогнозам Минэка, возрастет на 6,6%, до 16 тысяч человек. Фото: Максим Платонов/realnoevremya.ru

"Хуже, чем в 2022 году, уже не будет"

Сложности, с которыми в 2022 году столкнулся потребительский рынок, беспрецедентны: это разрушение логистических цепочек, необходимость быстрого поиска новых поставщиков, инфляция и снижение покупательной способности. По прогнозам агентства Infoline, оборот розничного рынка России в 2022 году снизится на 7—8%. Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), которая объединяет крупнейших ретейлеров — X5 Retail Group, "Магнит", енту", "О'Кей", "Детский мир", "М.Видео", "Эльдорадо" и других, считает, что падение составит 8—9%. За 8 месяцев 2022 года оборот розничной торговли в Татарстане упал на 2,5% до 790,5 млрд рублей. Оборот баров, кафе и ресторанов за 8 месяцев 2022 года составил 33 млрд рублей и даже показал небольшой рост (0,2%), но в основном за счет повышения цен. Однако с началом мобилизации выручка российского общепита, по оценкам рестораторов, снизилась на 10—30%.

По данным телеграм-канала "Свободная касса", мобилизация серьезно ударила не только по общепиту. Сильнее всего за неделю с 21 по 27 сентября оборот упал у книжных магазинов (-23%). Количество чеков там сократилось на 17%, а средний чек — на 7%. У магазинов канцтоваров падение оборота составило 17%, количества чеков — 15%, среднего чека — 2%. В ювелирном сегменте оборот снизился на 12%, в мебельном — на 11%. Средний чек вырос только у спортивных ретейлеров (+11%).

Торговые сети выстроили новые логистические цепочки

В АКОРТ "Реальному времени" подтвердили, что ожидают рост розничного рынка в 2023 году и ориентируются на оценку Минэкономразвития РФ, прогнозирующего возврат оборота розничной торговли в 2023 году к росту — на 2,7%.

Фото: Карина Аброськина/realnoevremya.ru

Основы для повышения устойчивости рынка к санкционному кризису, по данным Ассоциации, уже заложены в этом году: торговым сетям удалось выстроить новые логистические цепочки, идет активная работа по расширению ассортимента за счет новых рынков стран ЕАЭС, Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. На динамику рынка в 2023 году будут влиять инфляция, активность потребителей и общий событийный фон, но фундамент для обеспечения потребительского спроса уже создан.

Впрочем, далеко не все эксперты разделяют этот "осторожный оптимизм". В условиях падения реальных доходов и инфляции население будет откладывать дорогостоящие покупки, меньше покупать непродовольственных товаров, в том числе одежду и гаджеты и, вероятно, перейдет на более низкий ценовой сегмент. Больше всего пострадает сфера услуг — рестораны, салоны красоты и фитнес-центры.

"Люди предпочтут максимальную экономию на второстепенных вещах"