Разворот на Восток. Российские товары будут доступны китайским покупателям Alibaba Group

Крупнейшая в мире B2B-платформа электронной коммерции Alibaba Group станет доступна для российских продавцов, как оптовых, так и розничных. Предполагается, что товары будут закупаться у них напрямую и продвигаться к потребителям из Китая по всем каналам, которые доступны в Alibaba Group.

Разворот на Восток. Российские товары будут доступны китайским покупателям Alibaba Group
© It-world

О проекте «Export to China» рассказал директор по развитию электронной торговли РЭЦ Алексей Мурзенок в рамках Международного экспортного форума «Сделано в России - 2022». Его цитируют СМИ. На фоне сокращения традиционных каналов сбыта совместный проект Alibaba Group и РЭЦ поможет российским экспортерам найти новых партнеров, выйти на новые рынки и построить новые схемы сбыта, комментирует спикер.

Как заявила в СМИ руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко, на фоне санкционного давления и резкого сокращения объемов экспорта в США и ЕС, Китай стал одним из наиболее перспективных направлений для международной торговли. Размер потребительского рынка в Китае огромен – это первая экономика мира по ВВП с учетом паритета покупательной способности. Личные доходы населения Китая стабильно растут. Как отмечается в докладе Государственного статистического управления КНР, опубликованном в последних числах сентября, потребительский рынок Китая стремительно развивается на протяжении последнего десятилетия, его структура становится более сбалансированной, набирают обороты новые формы бизнеса. В 2021 г. объем розничной торговли потребительскими товарами, являющийся основным индикатором уровня потребления в стране, достиг в 44 трлн юаней (около $6,3 трлн). Между Россией и Китаем давно налажены каналы логистики.

В 2021 г., по данным из открытых источников, товарооборот между Россией и Китаем достиг очередного рекорда - $146,8 млрд. Из них $79,32 млрд пришлось на закупки российских товаров со стороны Китая. Только за I полугодие этого года объем товарооборота вырос на 27,2% и достиг $80,7 млрд. Главная составляющая этого роста – 48% - пришлась именно на увеличение поставок из России.

Правда, комментирует Антонина Левашенко, китайский потребительский рынок плотно насыщен товарами местных производителей, и российским продавцам придется осваивать какие-то новые, собственные ниши.

Российским брендам придется адаптироваться под вкусы и интересы местных потребителей, полагает Александр Лебедев, руководитель магистратуры «Менеджмент в ретейле» Высшей школы бизнеса ВШЭ. Это непростой путь. Но в противном случае, столкнувшись с жесткой конкуренцией и крайне прагматичным подходом со стороны китайских партнеров, им придется устанавливать демпинговые цены.

Alibaba Group принадлежат популярные торговые площадки – TaoBao (B2C-площадка, ориентированная на внутренний рынок), TMALL (B2C-платформа для местных китайских и международных компаний по продаже фирменных товаров потребителям в КНР), Alibaba (площадка для бизнес-закупок), 1688 (площадка для крупных и мелких оптовых закупок) и Aliexpress (международная C2C-площадка). Пока неизвестно, какие именно из них станут открыты для российских ретейлеров и оптовиков. Но, как считают многие эксперты, экспорт товаров в Китай – прибыльное занятие. Спрос на российские товары в Китае имеется, и немалый, и с годами он будет только увеличиваться. Самыми популярными товарными категориями, импортируемые из РФ, являются морепродукты - рыба, ракообразные и моллюски. Только в 2020 г. Китай, самый большой потребитель рыбы в мире, закупил ее у России на сумму $1,55 млрд. За рыбой следуют соевые бобы, без которых китайская кухня не обходится ни дня ($570 млн закупок в 2020 г.). Тройку лидеров замыкают мясо и субпродукты – сумма их закупок в РФ в 2020 г. составила $313,95 млн.

В число товарных категорий, наиболее часто импортируемых из России – запчасти для телевизоров, навигационные устройства, камеры, моторы и генераторы, полиграфическая продукция (книги, календари, газеты, журналы), шоколад и сладости от российских кондитеров, мороженое, жемчуг, драгоценные камни и драгметаллы, алкогольные и безалкогольные напитки, бытовой текстиль (постельное белье, скатерти и шторы), а также декоративная и уходовая косметика.

Стоит отметить, что у российских продавцов уже есть опыт сотрудничества с Alibaba. Вернее, с торговой площадкой AliExpress Россия, созданной в 2019 г. совместно Mail.ru Group, Мегафоном, Alibaba и РФПИ. Правда, эта площадка ориентирована на пользователей из самой России. Но по итогам финансового года с 1 апреля 2020 г. по 31 марта 2021 г. она вошла в число самых посещаемых в РФ маркетплейсов. Ее оборот превысил 229 млрд рублей, из них 55 млрд рублей пришлось на товары из России, количество уникальных товарных единиц российских продавцов составило 7 млн, увеличившись за год на 368%. К концу финансового года на маркетплейсе работало 61 тыс. российских локальных магазинов