Владельцы АЗС достали пистолеты: на рынке дизеля грядет коллапс?

Российский топливный союз (РТС) обратил внимание Минэнерго на проблему ценообразования на дизельное топливо в оптовом звене. Соответствующее письмо ассоциация направила первому замглавы ведомства Павлу Сорокину (есть в распоряжении KONKURENT.RU).

Владельцы АЗС достали пистолеты: на рынке дизеля грядет коллапс?
© Konkurent.ru

В настоящее время в розничном ретейле моторных топлив, несмотря на более чем 20%-ный рост операционных расходов, цены бензинов остаются практически на уровне начала года, уверяют владельцы АЗС. Однако, по их мнению, цена на дизельное топливо имеет тенденцию роста, превышая при этом цену бензина АИ-95 на 2-3 руб., цену АИ-92 на 5-7 руб., а в некоторых регионах – и на 10 руб. за литр.

Как пишет РТС, это нельзя объяснить ни себестоимостью производства, ни спросом. «Единственной причиной роста розничных цен на дизельное топливо является опережающий рост оптовых цен», – указывают владельцы АЗС.

На сегодняшний день оптовые цены летних сортов дизельного топлива превышают оптовые цены бензинов почти на 20 тыс. рублей за тонну, но особенно тяжелая ситуация с ценообразованием на зимние сорта.

Биржевые цены зимних сортов дизельного топлива в зависимости от региона на 7-15 тыс. руб. за тонну выше цен летнего и межсезонного дизельного топлива. На Дальнем Востоке оптовые цены зимнего дизельного топлива с учетом логистики (при отмене субсидий) и перевалки на нефтебазах достигли уровня 85 тыс. руб. за тонну, что соответствует уровню розничных цен около 73 руб. за литр и на 10-15 руб. выше существующих на сегодня цен в розницу.

«Действительно, продажи зимних сортов дизельного топлива на бирже начались только с конца сентября и по мере увеличения объемов продаж была видна тенденция снижения биржевых индикаторов. Однако после выхода всех НПЗ на продажи зимнего дизельного топлива начиная с 14 октября биржевые индикаторы цен зимнего дизельного топлива опять начали расти», – указывает в письме РТС.

В связи с этим РТС просит Минэнерго рассмотреть возможности принять меры оперативного реагирования для обеспечения снижения оптовых цен на дизельное топливо и, в первую очередь, на его зимние сорта для исключения дальнейшего роста диспаритета оптовых и розничных цен.

В частности, полностью закрыть экспорт зимних сортов дизельного топлива, ускорить выход на биржу зимних сортов (класс 1,2) дизельного топлива белорусских производителей, рассмотреть возможность снижения экспорта керосина для увеличения выпуска зимних сортов дизельного топлива, ускорить внедрение практического механизма налогового администрирования экспорта топлива, приобретенного на внутреннем рынке, с целью возврата обратного акциза. А также внести изменения в существующие параметры демпфирующего механизма для исключения нормативного роста в 2023 г. индикативных цен на дизельное топливо и вернуться к вопросу увеличения величины демпфера до 80% от разницы между нетбэком и индикативной ценой.

Еще одно предложение – повлиять на биржевые закупки. «С учетом того, что около 80% дизельного топлива, поставляемого на внутренний рынок, приобретается для крупных промышленных предприятий, проработать вопрос ограничения влияния на биржевые индикаторы покупок биржевого товара в их интересах», – просит РТС, утверждая, что увеличение в совместном приказе ФАС и Минэнерго норматива продаж дизельного топлива на биржевых торгах минимум до 10% может исправить положение.

Отметим, что на АЗС Владивостока стоимость дизельного топлива уже подкрадывается к 70 руб. за литр, в то время как АИ-92 и АИ-95 стоит 49-51 руб. Такого диспаритета цен, кажется, еще никогда не было.