Представитель России в МВФ: кроме БРИКС, некому запускать реформу мировой валютной системы

Российский исполнительный директор в Международном валютном фонде (МВФ), дуайен совета директоров организации Алексей Можин в интервью ТАСС рассказал о структурной перестройке российской экономики, нежелании западных экономик принимать эффективные меры для решения своих проблем, возможном изменении правил МВФ для выдачи кредита Украине и геополитической фрагментации.

Представитель России в МВФ: кроме БРИКС, некому запускать реформу мировой валютной системы
© ТАСС

— Самые худшие ожидания для экономики России в 2022 году не оправдались. МВФ пересмотрел в сторону улучшения оценки экономического развития России и прогнозирует рост ВВП страны на 0,3% в текущем году и на 2,1% в 2024 году. Международные эксперты заявляют, что экономика РФ развивается достаточно хорошо в условиях масштабных санкций. Как вы оцениваете перспективы развития российской экономики в этом году?

— Здесь есть несколько важных аспектов, которые надо иметь в виду. С одной стороны, к большому удивлению стран Запада, которые вводили все эти санкции, никакого развала российской экономики не произошло. Они-то думали, что смогут просто разрушить экономику России. Сейчас они все чаще признают, что ничего подобного не случилось. Американские и европейские экономисты говорят о том, что Россия смогла пережить "драконовские" санкции без особых потерь. Кстати, в феврале Росстат сообщил, что ВВП по итогам прошлого года снизился всего на 2,1%. Это даже лучше, чем оценки МВФ в 2,2%. 

Что касается 2022 года, то это колоссальный разрыв между сегодняшними оценками и тем, что прогнозировали ранее. Это огромное достижение правительства, Центробанка России, которые смогли, несмотря на тяжелейшие санкции, найти способы, чтобы не допустить разрушения российской экономики. 

Все эти прогнозы — наука сильно неточная. Так, в августе 1998 года в России произошел экономический кризис. А уже в сентябре сотрудники фонда подготовили первый вариант прогноза на 1999 год, согласно которому спад должен был составить 8%. К моменту начала годового собрания в октябре 1998 года они эту цифру поменяли на -5%, а по факту получился рост на 3,2%. Фонд недооценил реакцию российской экономики на девальвацию рубля, насколько мощный стимул эта девальвация дала.

Что касается дальнейших перспектив развития российской экономики, то надо понимать, что в ней в течение какого-то времени будет происходить глубокая структурная перестройка. Речь идет об импортозамещении. Нас поставили в ситуацию, когда у нас большого выбора не осталось. Процесс фундаментальной перестройки нашей экономики займет определенное время. Он будет негативно сказываться на темпах роста в течение какого-то периода. Но у меня есть уверенность в том, что этот период станет не таким уж и продолжительным. Тут картина пестрая: может, три года, а может, и пять лет — примерно в таком промежутке. А уже завершение этого процесса даст весьма значительный толчок для показателей роста экономики.

Нам долгие годы объясняли, что экономическая глобализация — это хорошо, поскольку она способствует повышению эффективности и росту мировой экономики. Действительно, глобализация позволила вытащить миллионы людей из состояния крайней бедности. Вместе с тем глобализация толкает всех ее участников в направлении специализации экономики в ущерб ее диверсификации. 

Так, страны, богатые природными ресурсами, вынуждены специализироваться на их экспорте и закупать по импорту все остальное. В полном соответствии с теорией сравнительных преимуществ. Россия — классический пример. У нас многие отрасли экономики в течение десятилетий просто не могли развиваться. Уверен, что мы уже извлекли уроки из этого опыта.

— Как вы прокомментируете решение Запада заморозить около $300млрд золотовалютных резервов России?

— Нас ограбили, украли у нас валютные резервы. Это, вообще говоря, самая крупная кража за всю историю человечества. Это подало сигнал, что нынешняя международная валютная система, основанная на долларе, опасна для многих стран. Мы же не первые, кто пострадал от такого грабежа. Точно так же ограбили Венесуэлу, Иран и Афганистан после ухода из страны американских войск.

— Отмечая улучшение экономической ситуации в России, эксперты указывают на значительные проблемы в западных странах. Согласно ряду оценок, некоторые страны Европы балансируют на грани глубокой рецессии. Вы с этим согласны?

— Если говорить о прогнозе МВФ по развитым странам, то правильнее всего было бы это оценить словами "около ноля". Как, впрочем, и по России. С одной стороны, это вероятностные предположения. С другой стороны, все будет зависеть от той политики, которая будет в этих странах проводиться. Какие же главные беды, несчастья экономик богатых стран? Их две. Это крайне высокий уровень госдолга. Картина весьма пестрая, но ключевые страны уже превысили безопасные уровни госдолга. Второй проблемой является инфляция. 

Я хотел бы подчеркнуть, что экономические болезни лечатся через боль. Чтобы снизить инфляцию, чтобы начать сокращать госдолг, воспрепятствовать его дальнейшему росту, требуется принимать болезненные, тяжелые меры. Если говорить об инфляции, то это значительное повышение процентных ставок, то есть удорожание кредита. Безусловно, это будет негативно сказываться на росте этих экономик. 

А если говорить о сокращении уровня госдолга, то это делается через снижение дефицита бюджета. Тут есть два способа: либо сокращение расходов, либо увеличение доходов, то есть увеличение налогов. И то и другое весьма болезненно, будет негативно сказываться на росте экономики. Честно говоря, я как человек, довольно много лет проработавший в МВФ, не вижу, чтобы политические власти этих стран были готовы принимать такие непопулярные, тяжелейшие меры.

— Как долги развитых стран достигли таких уровней?

— Колоссальные долги были еще до пандемии. Это вопрос проведения популистской экономической политики. Это неспособность политических властей принимать решения, которые не будут популярны среди населения. Это особенность политических систем западных стран. Сейчас последствия всего этого надо лечить болезненными мерами. Все, что здорово и приятно, давным-давно сделано. Экономика лечится через боль, нет других способов.

Вероятность рецессии весьма высока среди богатых стран. В Великобритании она уже прогнозируется. Все зависит от того, будут ли власти этих стран лечить свои глубоко больные экономики, значительно повышать ставки, сокращать дефицит бюджета. Но экономического роста не будет, все будет около ноля.

Честно говоря, не вижу, как при сложившихся обстоятельствах западные страны смогут выйти на какие-то высокие темпы роста.

— Как вы оцениваете перспективы развития экономики США? До июня Конгресс должен согласовать повышение потолка госдолга, чтобы избежать дефолта.

— Многие предполагали, что американская экономика в конце прошлого года уйдет в рецессию. Этого не произошло. Наоборот, сейчас говорят уже о том, что она слишком живая, даже называют происходящее перегревом американской экономики. 

Безработица на минимальном уровне в 3,4%. Это совсем не здорово и говорит о дефиците рабочей силы. В такой ситуации компании должны повышать зарплату, переманивать работников. Отчего происходит перегрев? Да потому, что они не делают того, что они должны были сделать. Они очень медленно повышают процентную ставку, и инфляция снижается медленными темпами. То же касается и дефицита бюджета: либо он вообще не снижается, либо снижается очень медленно. 

Госдолг в пропорции к ВВП немножко сократился у них за счет инфляции, которая надула номинальный ВВП. Но сейчас, в условиях роста процентной ставки, будут расти расходы на обслуживание этого долга. А погашение долга происходит на основе новых заимствований. Получается пирамида, когда занимаешь для того, чтобы погашать старые долги. При этом раньше занимали по нулевой ставке, а теперь будут занимать по ставке в размере 5% и выше. 

Вопрос с потолком американского госдолга очень интересный. Это не тема американской экономики. Это тема американской коррупции. Закон об утверждении Конгрессом потолка госдолга не имеет никакого смысла с точки зрения препятствия наращиванию этого самого госдолга. Законодатели каждые полтора-два года пересматривают и повышают этот потолок. Это никак не помогает решению вопроса, надо просто существенно сокращать дефицит бюджета. Практически все американские экономисты признают, что это бессмысленный, бесполезный закон. Он почти нигде больше не применяется. А почему он не отменяется? Это тот самый удобный момент, когда законодатели могут продавать свои голоса. И это единственная причина, почему этот закон вообще существует. Это разграбление американского федерального бюджета.

— МВФ и Международное энергетическое агентство (МЭА) признали, что следующая зима в Европе будет тяжелее нынешней. Видите ли вы угрозы для европейских стран из-за роста цен на энергоносители?

— Все признают, что процветание Европы в значительной степени в течение десятилетий определялось надежными поставками дешевых российских энергоносителей. Сейчас всему этому пришел конец. 

Тем не менее российские энергоносители продолжают поставляться в Европу через третьи страны, но гораздо дороже. Сжиженный природный газ (СПГ) из США и других мест они тоже получают по высоким ценам. Во-первых, это приводит к значительному удару по уровню жизни населения европейских стран. А если говорить о промышленности, то очень многие энергоемкие производства просто должны будут закрыться.

— На рынки каких стран вы возлагаете наибольшие надежды? Какие из них станут в нынешнем году локомотивами мировой экономики?

— В первую очередь ожидания связаны с китайской экономикой. В конце прошлого года власти КНР начали отказываться от политики "нулевой терпимости" по отношению к ковиду, это привело к восстановлению экономики страны. По прогнозам МВФ, в прошлом году их рост составил 3%, а в нынешнем ожидается 5,2%.

Высокий рост прогнозируется и в Индии. Индийская экономика развивается быстрыми темпами. Однако она очень сильно отстает от китайской экономики, прежде всего по уровню жизни, уровню ВВП на душу населения. За последние 30 лет Китай ушел далеко вперед. Но сейчас Индия решила несколько своих фундаментальных внутренних проблем. У них появилась политическая стабильность, которой раньше не хватало для высоких темпов роста. 

Согласно оценкам фонда, доля Китая и Индии в росте мировой экономики в 2023 году составит 50%: 35 и 15% соответственно. При этом индийская экономика будет расти быстрее, но китайская экономика значительно больше индийской.

Еще до пандемии центр мирового экономического роста смещался в сторону Южной и Восточной Азии. К сожалению, мы не видим пока каких-то положительных изменений в Латинской Америке и странах Африки. Очень многие страны находятся в состоянии долгового кризиса, особенно беднейшие африканские страны. Ожидается неплохой экономический рост у богатых стран Персидского залива. Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты показывают положительную динамику, в том числе и в области диверсификации экономики. У них неплохо растут ненефтяные отрасли.

— Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что критерии, на которых основан МВФ, позволяют странам БРИКС претендовать на такое количество акций и голосов, чтобы блокировать решения США. Обсуждаются ли такие шаги?

— Страны БРИКС прекрасно понимают, что только совместными усилиями они могут чего-то в этом мире добиваться. Если они будут действовать поодиночке, то их просто будут игнорировать. Здесь, в МВФ, я постоянно вижу очень большую роль сотрудничества между странами БРИКС. Я прекрасно знаю, что, какое бы предложение на совете директоров я ни выдвинул в одиночку, даже до специальной военной операции (СВО), его подвергнут критике или просто проигнорируют. Если же пять стран БРИКС заранее договорятся, смогут согласовать единую позицию по какому-то вопросу, то это уже сила. И не важно, сколько у нас голосов. Коллективными усилиями нам удавалось добиваться очень многого. 

Уже в течение многих лет мне очень часто приходится отвечать на вопрос, что объединяет пять стран БРИКС? Я отвечаю, что БРИКС — это и не блок, и не пакт, и не союз. Правильнее всего наше сотрудничество будет называть клубом, который объединяет крупные страны догоняющего уровня развития.

— Как сотрудничество стран БРИКС может помочь решить существующие экономические проблемы?

— Сейчас очень много говорится о том, что человечество вступает в новый мир. Ясно, что мир, существовавший до 24 февраля 2022 года, уже никогда не вернется. Какой будет новый мир, сейчас сказать трудно. Мы находимся на начальном этапе его построения.

Одним из важнейших вопросов является реформирование международной валютной системы, которая основана на гегемонии доллара. Она больше продолжаться не может, особенно после того, как американцы стали уже откровенно использовать доллар в качестве оружия. Многие аналитики, в том числе и западные, ставят вопрос о необходимости создания альтернативной международной валютной системы. Богатым западным странам никакая реформа этой системы не нужна. Они, особенно американцы, являются ее бенефициарами. США, как главный акционер фонда, не имеют никакого желания обсуждать реформирование нынешней международной валютной системы, ее недостатков, не допускают этих попыток.

Кто может возглавить уже давно назревший и абсолютно необходимый процесс реформирования этой международной валютной системы? Мне кажется, что, кроме стран БРИКС, просто больше и некому взять на себя такую важнейшую задачу. Уже делаются важные, правильные шаги в этом направлении, происходит переход к торговле в национальных валютах.

Создание альтернативной резервной валюты — очень непростой процесс. Должен быть создан международный центральный банк, который будет эту валюту выпускать. Надо сделать так, чтобы новая резервная валюта была надежной и везде принималась.

Мне кажется, что для начала страны БРИКС могли бы создать свою, так сказать, учетную единицу на основе корзины из пяти их валют. Уже придумано для нее название — Р5. По первым буквам валют стран БРИКС — рубль, ренминби (юань), рупия, реал и рэнд. 

Это технически несложная задача. Такого рода учетные единицы уже создавались. Например, СДР (специальные права заимствования) — учетная единица МВФ. В ее корзину входят доллар, евро, юань, иена и фунт стерлингов. До создания евро в Евросоюзе использовалась учетная единица, которая называлась ЭКЮ.

— Какую роль могла бы эта учетная единица стран БРИКС играть?

— Во-первых, она могла бы использоваться для котировки курсов всех других валют, для котировки цен на биржевые товары, нефть, золото, зерно, металлы. Можно было бы вести учет взаимной торговли стран БРИКС в этой валюте. 

Конечно, это только начало, первый шаг. Вполне можно было бы ожидать, что, допустим, частные компании могли бы заключать договоры о поставках, номинированные в Р5, например, в целях хеджирования. Хотя реальная оплата должна будет по-прежнему осуществляться в настоящих валютах.

Нужно определить весовое содержание пяти валют. Я вот сразу предложу: 40% — Китай, 25% — Индия, по 15% — Россия и Бразилия, 5% — ЮАР.

Со временем можно было бы уже подумать и о том, как из этой учетной единицы сделать полноценную резервную валюту уже с обеспечением, в отличие от современных фиатных валют. Систему обеспечения можно сделать на основе корзины, допустим, десяти биржевых товаров, включая зерно, нефть, золото, другие металлы, древесину и др. Это вернуло бы весь мир к обеспеченной твердой валюте.

Изначально проект был бы не очень затратным, совсем недорогим. Россия могла бы в самом начале даже осуществлять его в одностороннем порядке. Не поймите меня неправильно, я не имею в виду, что надо заниматься этим за спиной у других стран БРИКС. Нужно исходить из текущих обстоятельств. Против России введены "драконовские" санкции. У других стран БРИКС иная ситуация. Они не хотели бы рисковать и нарываться на американские санкции. Им приходится вести себя более осторожно. В связи с этим мы могли бы это сделать сами, объяснив свои действия другим странам БРИКС.

Для этого, на первый взгляд, нужно два человека в ЦБ РФ, еще двое — в Росстате, может быть, еще двое — в Минпромторге. Этого достаточно, чтобы ежедневно котировать валюты и биржевые товары, а также вести учет взаимной торговли стран БРИКС.

Сейчас очень важно с чего-то начать, очень важно послать сигнал о том, что страны БРИКС рассматривают такой вариант.

— С начала СВО на Украине МВФ постоянно подчеркивает опасность экономической фрагментации. Это попытка фонда обратить вспять процесс формирования многополярного мира вместе с Западом, политика которого, по сути, и привела к такой фрагментации? 

— Фрагментация мировой экономики сейчас вызывает в фонде большую обеспокоенность. К ней привели не только санкции Запада в отношении России, но и в отношении Ирана, Венесуэлы, КНДР, Мьянмы, Афганистана и других стран. 

Фрагментацию ведь можно называть разными словами: деглобализация, переход к многополярному миру. 

Ее причиной стало и введение торговых ограничений против Китая, а также, по сути, протекционистские меры США против Европы. Они содержатся в американском Законе о снижении инфляции (IRA). 

Повторюсь, что мир, который существовал до 24 февраля 2022 года, уже закончился. Мир, где гегемония Запада никем не оспаривалась и даже не подвергалась сомнению, никогда не вернется. МВФ — это тоже институт, который полностью принадлежит миру, где есть гегемония доллара. Каким будет новый многополярный мир, таким же будет и МВФ, он тоже должен будет меняться.

— Изучается ли в МВФ возможность предоставления Украине многолетнего пакета помощи на сумму до $16млрд, как об этом сообщали СМИ?

— Какое-то время назад в СМИ появилась статья, в которой говорилось, что фонд собирается предоставить крупный кредит Украине на $18 млрд. Тогда совету директоров об этом ничего не докладывалось. Мы были в неведении. Дело в том, что фонд за всю свою историю никогда не предоставлял кредиты стране, находящейся в состоянии острой фазы войны.

Сейчас Запад требует от руководства фонда до конца марта предоставить Украине уже настоящую кредитную программу. Пока не знаю, к чему это приведет, как Киев будет эти средства выплачивать.

В феврале в фонде прошло без окончательного решения неформальное обсуждение новых правил предоставления кредитования в условиях крайней неопределенности, то есть острой фазы войны. Я тогда заявил, что в случае одобрения такой инициативы фонд будет предоставлять прямое финансирование военных расходов Украины. Незападные страны также были недовольны такими предложениями и потребовали прояснить детали, предприняли попытку отложить это дело. Основной упор сделали на вопрос равного подхода ко всем членам. Очень много стран находятся в состоянии войны, но никому денег не дают. А вот для Украины это делается. И даже правила готовы для этого поменять ради того, чтобы дать эти деньги Киеву.

В обсуждаемых правилах очень много говорится о гарантиях погашения со стороны доноров и кредиторов. То есть фонд деньги-то даст, но при условии жесточайших юридически обязывающих гарантий со стороны доноров. А доноры — это Америка, Канада, Евросоюз.

Это все похоже на простое рефинансирование ранее предоставленных Украине кредитов, да еще и с обязательными финансовыми гарантиями. В ближайшие три года — 2023–2025 годы — Украина должна выплатить фонду около 6,5 млрд СДР, это почти $10 млрд. При отсутствии рефинансирования Украина, скорее всего, будет вынуждена объявить дефолт. Совету директоров пока не докладывали, о какой сумме кредита идет речь, каким будет график транширования, другие детали.

— Как представители других стран в МВФ относятся к вам сейчас? Были ли еще шаги, подобные принятому в марте прошлого года решению совета директоров МВФ под давлением стран Запада временно отказаться от поста дуайена из-за ситуации вокруг Украины? Как к этому относятся другие, незападные страны, партнеры России по БРИКС?

— В прошлом году со стороны стран Запада была предпринята попытка вообще меня убрать с позиции дуайена совета директоров. По давней традиции фонда дуайеном всегда становились люди, которые дольше всех работали в совете. У дуайена очень много чисто церемониальных функций. Так, он должен поздравлять руководство фонда с Новым годом от имени совета директоров. Но есть и нецеремониальные, они достаточно содержательные, и я тут не хочу вдаваться в подробности, но это большие нагрузки. 

Я дольше всех работаю в совете. Когда началась СВО, канадцы первыми выступили с предложением лишить меня этой должности, потому что я — русский. Они хотели сделать эту позицию выборной. Все это обсуждалось непрозрачно, не было ни одного общего заседания по этой теме.

Как потом выяснилось, представителю Испании в совете директоров было поручено обходить всех с этим предложением. Это все делалось у меня за спиной. Мне быстро рассказали все это представители незападных стран. Они выступили против такого предложения. 

В итоге было достигнуто компромиссное решение: я остаюсь дуайеном, но мои функции на этом посту временно замораживаются. Их разделили между другими директорами. То есть против меня применены санкции. В декабре прошлого года все это продлили до июня, без каких-либо изменений.

С начала СВО с незападными директорами у меня отношения стали намного лучше, чем когда бы то ни было. Мы очень сблизились. Они поняли, что Россия — это не Запад. Раньше нас ассоциировали с Западом просто по причине нашей расовой принадлежности. А весь этот цивилизационный конфликт показал им, что мы не являемся частью Запада.

— Сталкиваетесь ли вы с визовыми ограничениями американских властей?

— На днях после трехмесячного ожидания мне все-таки проставили двухлетнюю американскую визу. Такая дискриминация применяется не только в отношении сотрудников российской дирекции в фонде, но также в отношении постоянных российских сотрудников в аппарате фонда. Сроки ожидания доходили до восьми месяцев. Мы в этом не одиноки, еще более суровая дискриминация применяется в отношении иранцев, венесуэльцев, сирийцев и других. Это откровенное нарушение американцами обязательств страны расположения штаб-квартиры фонда.