Мегарегулятор прав потребителей

Полномочия по защите прав потребителей банковских услуг могут перейти от Роспотребнадзора к ЦБ. Профильные депутаты Госдумы с ЦБ согласны: Роспотребнадзор, по их мнению, часто принимает решения в этой сфере на основе не закона, а «принципа справедливости». Роспотребнадзор и защитники прав граждан против передачи данной функции ЦБ.

ЦБ готов взять на себя защиту банковских клиентов
© Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Первый зампред ЦБ Сергей Швецов вчера заявил, что Банк России надеется получить полномочия по защите потребителей банковских услуг. «Идет дискуссия, и я считаю, что она должна закончиться положительным решением»,— сказал он. Защитой потребителей банковских услуг исторически занимается Роспотребнадзор, тогда как отстаиванием интересов граждан в других секторах финансового рынка в 2014 году стала заниматься специальная служба ЦБ. «Практика показала, что к нам (в ЦБ.— “Ъ”) в любом случае обращаются потребители (банковских услуг.— “Ъ”)»,— передал «Интерфакс» слова директора юридического департамента ЦБ Алексея Гузнова.

Сейчас полномочия ЦБ в области защиты прав потребителей финансовых услуг фрагментарны, пояснили “Ъ” в ЦБ. «Банк России реализует модель поведенческого надзора, цель которого — не только реагировать на жалобы и обращения граждан по фактам нарушения их прав, но и принимать превентивные меры для того, чтобы финансовые организации не вводили потребителя в заблуждение,— подчеркнули в ЦБ.— С учетом того что финансовый рынок является единым организмом, вопрос наделения ЦБ полномочиями по защите прав потребителей банковских услуг заслуживает внимания».

Практика показала, что служба ЦБ по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг объективна в своих выводах, отмечает глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. «ЦБ поддерживает много инициатив, направленных на защиту прав потребителей финансовых услуг, усиление их правовой защищенности»,— сказал господин Аксаков. По мнению господина Аксакова, Роспотребнадзор будет настроен критически. «Хотя зачастую ведомство при спорах опирается не на законодательную оценку, а на человеческое понимание справедливости, что не всегда объективно»,— заключил он.

В Роспотребнадзоре не согласны. Анализ поступающих в ведомство обращений показывает: попытки размежевания вопросов защиты прав потребителей в рамках иных отраслевых видов контроля и надзора (в сфере кредитования, страхования и иных финансовых услуг) и попытки осуществлять одновременную защиту интересов хозяйствующих субъектов и потребителей неминуемо порождают «конфликт интересов» и правоприменительные коллизии, утверждают в пресс-службе ведомства. Уровень защищенности потребителя как экономически слабой стороны договора при этом снижается, уверены в Роспотребнадзоре. С этой позицией согласны защитники прав потребителей. «Я считаю, что ЦБ не может быть объективным в данном вопросе: у него возникает конфликт интересов»,— указал председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.