Кризис закалил потребительскую уверенность россиян

Потребительская уверенность россиян снова пошла в рост. После небольшого отката назад во втором квартале текущего года, соответствующий показатель (так называемый «индекс Иванова»), который рассчитывают аналитики Sberbank CIB, начал повышаться.

Больше уверенности, меньше экономии

Вообще, условные Ивановы (подразумеваются типичные представители российского среднего класса) в этом году ведут себя несколько нервно: динамика индекса похожа на кардиограмму — в первые три месяца года он подскочил до минус 10%, к середине лета опустился до минус 15%, а в третьем квартале вновь улучшился до минус 12%.

Но в целом сохраняется позитивный тренд, наметившийся с конца 2015 года, когда индекс находился на уровне минус 24%. А оценка личного благосостояния в последнем опросе и вовсе продемонстрировала лучший результат с конца 2014 года — минус 16%.

Sberbank CIB анализирует тенденции в части расходов, сбережений и потребительского поведения граждан. Положительная динамика коснулась всех компонентов индекса, но наиболее заметно проявилась в оценке условий для совершения крупных покупок. Аналитики связывают это с ростом реальных доходов в третьем квартале на фоне рекордно низкой инфляции.

Настроение граждан улучшает и небольшое снижение уровня безработицы: среди респондентов он уменьшился с 10,9% во втором квартале до 10,6% в третьемI квартале — это самое низкое значение за последние два года. Вместе с тем, Ивановы по-прежнему считают ее самой серьезной проблемой страны после коррупции.

Судя по данным исследования, представители среднего класса слегка ослабили пояса. Так, доля граждан, старающихся экономить даже на продуктах питания, уменьшилась с 71% до 68%. Аналогичная тенденция отмечена практически везде, но наиболее заметно — в таких категориях, как питание вне дома, развлечения, отдых и коммунальные услуги.

Сократилась популярность всех методов по снижению трат: совершение покупок в дешевых магазинах, использование промоакций, покупка менее дорогих продуктов. При этом доля россиян, чувствительных к уровню цен, осталась такой же, как и в прошлом квартале, — 75%.

Смена парадигмы

Возникает вопрос: откуда российский средний класс черпает силы для потребительского оптимизма, если учесть, что реальные располагаемые доходы (за вычетом всех обязательных платежей) продолжают неуклонно снижаться уже три года подряд?

Директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков объясняет это, в первую очередь, сменой ментальности. Как показывают исследования, россияне перестают ждать милости от судьбы и государства и берут заботу о своем благополучии в собственные руки.

«Это серьезный сдвиг, который происходит постепенно. Но, тем ни менее, конечно же, это может влиять на потребительскую уверенность», — сказал эксперт «Ридусу».

По его словам, это выражается в том, что человек начинает более обдуманно относиться к своей карьере, вкладываться в свое образование, развитие. Он серьезнее прогнозирует свое будущее и свои реальные возможности что-то купить, и активнее ищет различные пути заработка, чтобы обеспечить свои потребности. И, наконец, это выражается в более продуманном потреблении.

«Я говорю в целом об изменениях за последние годы, а не месяцы. Потребление стало более рациональным. При этом, конечно, если человек вступает в период возможностей, в период стабильности, он позволяет себе дополнительно какие-то блага», — поясняет Калмыков.

Все, что не убивает, делает нас сильнее

Безусловно, играет свою роль и стабилизация экономической ситуации. Несмотря на имеющиеся сложности, которые нельзя решить за один день, например, выравнивание межрегиональной диспропорции, когда в одних регионах ситуация лучше, в других — значительно хуже, страна в целом, по мнению эксперта, «плавно, аккуратно, со скрипом выходит на рост».

Еще один фактор — перестройка бизнеса. Как, опять же, показывают социологические опросы малого и среднего бизнеса, именно в 2015 году в крупных городах предприятия взяли курс на технологическое перевооружение. Практически четверть «малышей» в самый сложный период сделали акцент на перестройке системы работы, вложения в новые технологии, как с точки зрения технологического цикла, если это производство, так и с точки зрения выстраивания управления.

Новые технологии, в свою очередь, потребовали дополнительного обучения для сотрудников. Их компетентность, производительность и востребованность на рынке труда растет, но вместе с тем повышаются и зарплатные ожидания, и потребительская уверенность. Найти хорошо оплачиваемую работу квалифицированному специалисту сегодня не так уж сложно.

Одновременно возрастает мобильность россиян. Появляется значительно больше возможностей для маятниковой миграции, для переезда из одного города или региона в другой в поисках работы, соответствующей интересам и материальным ожиданиям. Человек видит для себя больше шансов реализоваться, и это тоже добавляет уверенности в завтрашнем дне.

Не стоит сбрасывать со счетов и меры государственной поддержки в период 2014—2015 годов. Где-то они хорошо сработали, где-то хуже, но в целом дали неплохой результат. Удалось избежать резкого скачка безработицы, не произошло катастрофического массового закрытия предприятий, экономика работает. А трудности, которые оказались не смертельными, как известно, лишь закаляют характер. Пройдя сложный период, человек чувствует себя более сильным, чем был до свалившихся на него испытаний.

«Это психологические факторы, которые тоже влияют на восприятие. И это добавляет определенной уверенности в массовом сознании», — резюмирует аналитик.