МРОТ выводят на чистоту

«Открытое правительство» вчера выступило с предложением исключить из показателя минимального размера оплаты труда (МРОТ) компенсационные и стимулирующие выплаты — нынешний способ подсчета МРОТ невыгоден ряду работников. Впрочем, повышение МРОТ даже в нынешнем виде до 100% прожиточного минимума, которое правительство согласовало в 2018–2019 годах, уже вызвало недовольство экспертов. По их мнению, новый уровень оплаты труда не повлияет на бедность в РФ, но может осложнить доступ на рынок труда молодежи.

Из МРОТ предложили исключить надбавки
© Коммерсант

Экспертная рабочая группа «Открытого правительства», которая рассматривает инициативы, поступившие от граждан через портал госуслуг, поддержала предложение исключить из МРОТ компенсационные и стимулирующие выплаты, учтя позицию работодателей. Об этом вчера по итогам заседания группы заявил министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов.

«Вопрос справедливой оплаты труда является социальным вопросом номер один. Поэтому эту инициативу необходимо отправить в правительство и трехстороннюю комиссию»,— отметил он.

Сейчас компенсационные и стимулирующие выплаты могут быть включены в МРОТ, что, по мнению автора инициативы, руководителя правового департамента Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Якова Купреева, приводит к несправедливой оплате труда ряда работников. Как следует из материалов заседания, Минфин и РСПП не поддерживают идею — она потребует повышения расходов на оплату труда. РАНХиГС в своих расчетах оценивает дополнительные расходы на реализацию идеи в 93 млрд руб в год. Минтруд также высказался против новых правил расчета МРОТ. Замглавы ведомства Любовь Ельцова напомнила, что сейчас в МРОТ уже не включаются надбавки за работу на Севере.

«Кроме того, со следующего года правительство планирует довести МРОТ до уровня прожиточного минимума»,— отметила замминистра.

Напомним, в ноябре Госдума приняла во втором чтении законопроект, предусматривающий, что МРОТ с 1 января 2018 года составит 85% прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал 2017 года (9,5 тыс. руб.), а с 2019 года сравняется с ним. По словам госпожи Ельцовой, в случае снижения прожиточного минимума МРОТ уменьшаться не будет. Его повышение, по данным Минтруда, затронет более 4 млн человек, из которых 1,5 млн — бюджетники.

Впрочем, по оценке экспертов РАНХиГС, такое повышение оплаты труда (его традиционно поддерживают и аналитики, и профсоюзы) не приведет ни к снижению уровня бедности, ни к повышению производительности труда за счет ликвидации низкооплачиваемых рабочих мест. Так, бедность снизится только на 0,6 процентного пункта с нынешних 13–15% — в РФ она уже сосредоточена в домохозяи?ствах с большим количеством неработающих (детеи?, инвалидов, безработных). В результате, например, в республиках Карелия и Марий Эл, несмотря на установление регионального МРОТ на уровне прожиточного минимума, бедность существенно выше, чем в среднем по России, и все последние годы неуклонно растет.

Еще одно возможное последствие повышения МРОТ, которое отмечают эксперты РАНГХиГС,— это снижение доступа к рынку труда для молодежи. Как следует из доклада Международной организации труда (МОТ), сокращение занятости молодых работников сейчас является проблемой для многих стран мира, в том числе и для тех, где активно проводились реформы МРОТ (Германия, Великобритания). В РФ уровень безработицы среди молодежи последние несколько лет колеблется в пределах 20%, что превышает как общий показатель для россиян (5,4–5,6%), так и показатель безработицы молодежи в мире (13%).

Впрочем, есть вероятность, что российскую молодежь реформа МРОТ так и не затронет. Правительство объявляет о его повышении не в первый раз — по прежним планам Минтруда минимальный размер оплаты труда должны были уравнять с прожиточным минимумом сначала к 2014-му, а потом к 2018 году.