Банки должны работать с малым и средним бизнесом индивидуально. И вот почему

Что думают банки об этой проблеме Безусловно, необходимо бороться и с незаконным отмыванием средств, и невыплатой налогов, и с обналом, и со многими другими плохими вещами. Похоже власти и Центробанк активно взялись за эту проблему. Но могли ли они предполагать, что случаи блокировок счетов примут настолько массовый характер? Бизнес стонал и рыдал весь прошедший год. Те же стоны продолжаются и сейчас. Разумеется, далеко не все пострадавшие компании намеренно нарушали закон. Хотя у банков, особенно крупных, на этот счет свое мнение. Глава «Сбербанка» Герман Греф в прошлом году заявил, что малый бизнес зачастую становится буквально «фабрикой по отмыванию незаконных доходов». Михаил Задорнов, тогда еще глава ВТБ24, в интервью нашему порталу, заявил о том, что малые предприятия часто становятся частью незаконных финансовых схем. «Это предприятия – элементы в цепочках либо по обналичиванию денег, либо по отправлению этих денег за границу, либо просто по зачислению их на счета других компаний», – указал он. Однако оговорился, что «ужесточение правил всегда влечет за собой какие-то перегибы с точки зрения их применения». Чиновники далеки от понимания реальной ситуации в бизнесе Я не думаю, что власти, ужесточая эти самые правила, целенаправленно рассчитывали угробить российский малый бизнес. Но вся эта ситуация с «перегибами» – яркое свидетельство того, насколько далеки наши чиновники от понимания реальной ситуации как с бизнесом, так и с банками. Критериев и признаков, по которым то или иное предприятие может быть признано банком неблагонадежным, очень много. Возможно, чиновники, готовя ужесточающие законодательство поправки, рассчитывали на то, что банки будут кропотливо разбираться с каждой ситуацией индивидуально. Но всплеск блокировок счетов всем подряд показал, что это не так. И что в большинстве своем банки не работают с малым бизнесом на индивидуальной основе. Иначе не было бы пресловутых перегибов, возмущенных клиентов и замороженных бизнесов. Понять банки по-своему можно, поскольку санкции регулятора за нарушение 115-ФЗ очень жесткие. Проще и безопаснее быстро заблокировать счет на основании имеющихся признаков, а потом разбираться. Теперь, с появлением «черного списка» неблагонадежных клиентов, банкам стало еще проще: можно отказать клиенту, по каким-либо причинам оказавшемуся в этом списке, еще на «входе». И сложно сказать, сколько еще «младенцев» будет выплеснуто с водой. Можно ли исправить ситуацию Бизнесмены уже стали закладывать подобные риски в свои стратегии. Сотрудничают с банками, стараются предоставлять все требуемые документы, доказывают свою благонадежность, отвечают на массу вопросов. Тратят на все это массу времени и ресурсов в ущерб собственному бизнесу. Вряд ли ситуация исправится до тех пор, пока банки не захотят хотя бы попытаться повернуться, как говорится, лицом к клиенту и работать с ним индивидуально, точечно, без конвейера. Может быть, такой подход смогут обеспечить банки с базовой лицензией, которые должны появиться на рынке к концу текущего года. Многие эксперты и высокопоставленные лица в Банке России прочат именно этой категории банков активную работу с малым и средним бизнесом. Подобная специализация может помочь таким банкам действительно знать в лицо своего клиента и работать с ним на индивидуальной основе, а не по принципу бездушного конвейера. Послушать и поговорить о проблемах взаимоотношения малого бизнеса и банков можно на Второй практической конференции «Банки и МСБ: особенности отношений, проблемы и решения», организованной порталом «Банкир.Ру». Она состоится 27 февраля 2018 года.

Банки должны работать с малым и средним бизнесом индивидуально. И вот почему
© RB.ru