Эксперт: отказ пяти регионов от программы реструктуризации выгоден субъектам

МОСКВА, 5 июня. /ТАСС/. Отказ пяти регионов - Московской и Ростовской областей, Санкт-Петербурга, Республики Саха (Якутия) и Ханты-Мансийского автономного округа - от участия в программе реструктуризации бюджетных долгов выгоден самим субъектам, так как им не нужно нести дополнительные расходы на исполнение социальных обязательств, предусмотренных программой. Кроме того, неучастие этих субъектов в программе позволит федеральному бюджету быстрее получить от них долг, сообщил ТАСС директор Центра исследований региональных реформ Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Александр Дерюгин. Как сообщалось ранее, согласно заключению Счетной палаты на проект поправок в федеральный бюджет 2018 года, пять регионов отказались принять участие в проведенной в 2017 году реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам. В документе отмечается, что законопроект о поправках в бюджет предусматривает увеличение в 2018 году объема возврата бюджетных кредитов на 48,3% (на 17,8 млрд рублей) - до 54,7 млрд рублей. "Регионы, у которых долг небольшой - им нет смысла участвовать в программе реструктуризации, согласно которой регионы-участники берут на себя повышенные соцобязательства, перед Минфином должны дополнительно отчитываться и соблюдать достижение определенных показателей сбалансированности бюджета", - сказал он. Дерюгин пояснил, что по состоянию на конец марта 2018 года средний уровень бюджетного долга в регионах страны составляет в отношении налоговых доходов к неналоговым 14,9%. "Если эта часть долгов бюджетных большая, то есть смысл входить в программу реструктуризации. Этот показатель в регионах: Московская область - 5,5% бюджетных долгов, Санкт-Петербург - 1%, ХМАО - 1,1%, у Якутии 12,6%, и при том, что у региона [совокупный] долг относительно большой - 45%, а бюджетных кредитов мало - показатель тоже ниже среднего", - добавил эксперт, пояснив, что эти пять регионов "вполне обоснованно решили не обременять себя дополнительными обязательствами". По его словам, названные регионы "свои бюджетные кредиты могут заместить коммерческими долгами, при этом ничего плохого для их бюджетов и для их кредитной истории не произойдет". Для федерального бюджета, по словам эксперта, отказ регионов от реструктуризации долга также выгоден - он обяжет субъекты быстрее возвратить заем. Ситуация с долгами По итогам 2017 года совокупный долг регионов составлял более 2 трлн рублей. Бюджет на 2018-2020 годы предполагает сокращение общего объема трансфертов регионам из федерального бюджета на четверть, отказ от выдачи новых бюджетных кредитов и запуск программы реструктуризации уже накопленных. Правительство РФ объявило о запуске с 1 января 2018 года программы реструктуризации накопленных бюджетных кредитов, которая продлится семь лет. В 2018-2019 годах регионам нужно будет выплачивать только 5% от общей суммы задолженности перед федеральным бюджетом, в 2020 году ставка увеличится до 10%, а затем вырастет до 20%.