Малому бизнесу — большие деньги

Неделя финансовой грамотности для представителей малого и среднего бизнеса Дальневосточного федерального округа, организованная администрацией края и Банком России, завершилась обучающим семинаром во Владивостоке. Участники мероприятия получили практические рекомендации по использованию различных возможностей для развития своего бизнеса, а также привели примеры конкретных инструментов, существующих на рынке сегодня. Анна Терлецкая, директор департамента экономики и развития предпринимательства Приморского края: «Подобные мероприятия, направленные на повышение информированности предпринимателей об условиях ведения бизнеса и мерах государственной поддержки, являются важным инструментом по улучшению предпринимательского климата в Приморье». «Нехватка практических знаний о доступных финансовых услугах способна затормозить развитие компании. Ведь для микробизнеса банковский кредит зачатую недоступен. Но это не означает, что невозможно ничего сделать», — сказал Александр Коланьков, советник руководителя службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России. Когда стоит брать Сегодня часто начинающие бизнесмены пытаются общаться с банками, рассматривают возможность взять кредит и т. д. В большинстве случаев получают обоснованный отказ, потому что не имеют залога. В результате обижаются, расстраиваются. По словам Коланькова, сложно предъявлять банкам претензию, потому что для них ставятся очень жесткие нормативы, ограничивая склонность к рискованной кредитной политике: деньги, которые банки дают на кредиты, — это средства, привлеченные от населения (депозиты, вклады), и кредитные организации обязаны их вернуть. Но это не означает, что начинающим предпринимателям нужно опустить руки. Есть альтернативные финансовые инструменты, которые даже на самом раннем этапе развития своего бизнеса физлицо или компания могут использовать: государственная поддержка, институты развития и т. д. Рассказ о них и был основной целью финансового семинара. Роман Марков, советник экономической службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России: «Банкиры делят основные индикаторы финансового состояния экономики на два фундаментальных уровня. Первый — это уровень инфляции в стране, от которого зависят ставки Центрального банка и, соответственно, ставки по депозитам и кредитам коммерческих банков; от уровня инфляции также зависят доходы населения. Это макроиндикаторы, которые влияют на каждый бизнес, неважно, большой или маленький. Поэтому, если вы видите, например, что сейчас происходит цикл высокой инфляции, высоких ставок, то из этого следует, что риски более высокие — банки меньше рискуют, выдают меньше кредитов, соответственно, для бизнеса ситуация не самая хорошая». Аналогично по доходам населения — чем ниже покупательная способность, тем люди меньше потребляют услуг, тем худшие условия для бизнеса. Второй уровень — индикаторы, сигнализирующие заранее о возможных проблемах на первом уровне. К примеру, тенденция электропотребления и грузооборот. Чем ниже эти показатели, тем вероятней проблемы в макроэкономике. К примеру, есть достаточно большое промышленное предприятие. Есть понимание, что на следующий год становится меньше контрактов, соответственно, устанавливается меньший KPI выпуска, потребляется меньшее количество электроэнергии, грузовики возят меньшее количество оборудования/товара… То есть все идет на спад. Поэтому, прежде чем начинать новый проект, новый бизнес, нужно смотреть, на каком уровне находится экономика. Банкиры, рассматривая запрос на кредит, анализируют не столько проект, сколько отрасль: ее прибыльность, потенциал роста, наличие конкуренции. Далее — бизнес-план. Когда банкир смотрит на него, он не вникает в суть и детали. Но он смотрит, куда бизнес движется, какие у него планы и перспективы. Поэтому самые важные разделы бизнес-плана — это резюме и риски. «Если вы умеете рисками управлять и оценивать, избегать или принимать на себя — по сути, вы умеете управлять именно этим бизнесом», — заявил Роман Марков. Где взять деньги Помимо кредитов, сегодня в бизнесе существует масса других финансовых инструментов. Хеджирование, факторинг, краудфандинг, страхование бизнеса, микрозаем — вот те инструменты, которые следует внимательно изучить и грамотно использовать на разных этапах развития бизнеса. На этапе возникновения коммерческому проекту проще получить поддержку государства, использовать краудфандинг или венчурное финансирование. На этапе становления средства также могут привлекаться на рынке микрофинансирования, а развивающемуся бизнесу стоит обращаться уже к банковскому кредитованию, лизингу или факторингу. Инструменты рынка ценных бумаг, то есть выход компании на рынок капитала, скорее, являются возможностями для зрелого бизнеса. Что еще? Денис Дробот, заместитель генерального директора АНО «Центр развития экспорта Приморского края»: «Два года назад Министерство экономического развития инвестировало сервисную модель поддержки малого и среднего предпринимательства — это новый подход, который предполагает смещение акцентов с прямой финансовой поддержки на создание региональных и федеральных институтов развития, которые оказывают консультационную, образовательную, гарантийно-кредитную и большой перечень других видов поддержки. Одной из таких организаций, структур поддержки является наш Центр развития экспорта. Одно из его направлений — экспортное продвижение продукции приморских производителей. Не так давно у нас появилось еще одно направление в рамках госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2013–2020 гг. — поддержка предпринимательства, которое реализует высококачественные образовательные программы. Финансовые ресурсы и их доступность — вещь очень важная. Но, я в этом убежден, при отсутствии тех или иных компетенций для ведения бизнеса отсутствует понимание требований действующего законодательства, фактор денег отступает на задний план. Помимо образовательных и консультационных услуг, наш центр может софинансировать затраты, связанные с проведением сертификации, патентных исследований, маркетинговым продвижением продукции (изготовление и размещение промоматериала). Также мы оказываем помощь при возникновении необходимости поиска контрагентов». Ксения Плетцер, исполнительный директор НО «Гарантийный фонд Приморского края»: «В 2009 г. был создан Гарантийный фонд, учрежденный администрацией Приморского края. Основной предмет деятельности фонда — это предоставление поручительств по кредитным договорам, договорам банковской гарантии и договорам лизинга. Максимальная сумма предоставляемого фондом поручительства — 80 млн рублей. По таким сделкам комиссия за наше поручительство самая минимальная из всех возможных, всего 0,5% годовых. Кто может рассчитывать на поддержку? Практически все компании, зарегистрированные на территории Приморского края и подходящие по условиям 209-ФЗ. Самое главное, чтобы компания не занималась подакцизной деятельностью, у нее не было задолженности по налоговым сборам и она смогла бы это подтвердить справкой по форме 12001. Вот наши основные требования. Ну и, конечно же, чтобы банк-партнер фонда одобрил предоставление кредита или банковской гарантии, а лизинговая компания — сделки по лизингу. Почему это важно? Наши партнеры, а у нас подписано соглашение со всеми банками, ведущими свою деятельность на территории Приморского края, прежде всего оценивают деятельность предпринимателя. Достаточно ли у него денежного потока, чтобы обслуживать кредит, проверяют его кредитную историю и т. д. Если предприятие соответствует критериям банкира, но просто недостаточно залога или он по каким-то причинам не устраивает банкира, тогда к сделке подключается наш фонд». Много нового Александр Коланьков: «Последние четыре года мы серьезно занимаемся повышением финансовой грамотности населения. У нас есть образовательные программы для разных сегментов общества: школьников и студентов, экономически активных людей, представителей разных уровней бизнеса, пенсионеров и т. д. Одной из важнейших целевых аудиторий мы считаем малый и средний бизнес. Очень хочется, чтобы предприниматели владели информацией о существующих сегодня финансовых услугах и инструментах, с помощью которых можно и нужно развивать свое дело. Мы стараемся дать актуальную информацию, которая поможет заполнить пробелы знаний в этой части». Предприниматели оценили такой подход. Максим Михайлов, директор ООО «Миа»: «В поисках нужной для развития собственного бизнеса информации я всегда с интересом посещаю подобные мероприятия. Очень удобен формат семинара — в сжатом виде, разжеванно, буквально на блюдечке дается вся нужная информация от первых лиц, и нет необходимости искать в Интернете ответы на вопросы от непонятных — проверенных/непроверенных — источников. Стали полезными и предлагаемые участникам семинара печатные буклеты, которые в понятной форме разъясняют многие основные точки взаимоотношений бизнеса и финансов. Из них я узнал, например, как могут помочь краудфандинг и факторинг привлечь деньги в бизнес и продавать товары с отсрочкой платежа. Лично я на семинаре открыл для себя много нового». Алексей Барабанов, предприниматель, ООО «Арьергард»: «На данном семинаре меня особенно заинтересовали выступления на три темы: первая — обмен некредитным организациям валюты со стороны биржи. Доклад сподвиг меня к сотрудничеству с экспертом по рискам в валютной сфере. В дальнейшем я более эффективно смогу анализировать, давать рекомендации и оказывать консультации нашим партнерам и клиентам. Вторая тема — предложения для владивостокского бизнеса от Центра развития предпринимательства. Слушая доклад, я нашел способ, как можно сотрудничать с данной структурой посредством обмена услугами». Татьяна ПОНОМАРЕНКО

Малому бизнесу — большие деньги
© Konkurent.ru