Ещё

Банк заплатит за «Натали турс». Как туристы могут вернуть свои деньги 

Фото: РИА Новости
На туристических форумах клиенты "Натали турс" делятся историями возврата денег за несостоявшуюся поездку с помощью процедуры чарджбэка (chargeback) — опротестования транзакции. Это возможно, если платеж был совершен банковской картой. Эксперты говорят, что чарджбэк менее трудоемкая процедура, чем иск в суд, и зачастую это единственный способ вернуть средства. Правда, положительный результат не гарантирован.

Миллионы против миллиардов

По данным Ростуризма, туроператор "Натали турс" не исполнил обязательства перед 30 200 человек. Совокупный объем выплаченного возмещения составляет около 3,5 миллиона рублей — чуть больше 0,2% от обязательств всех юрлиц "Натали турс", оцениваемых в 1,5 миллиарда рублей.
Вчера, 3 сентября, стало известно, что  исключил три юрлица "Натали турс" из единого федерального реестра туроператоров: "Панорама Тур", "Агентство путешествий "НАТАЛИ" и Туроператора "Натали Турс".
В июле глава ведомства Олег Сафонов заявил, что общий размер финансового обеспечения "Натали Турс" составляет 156,4 миллиона рублей. То есть, на компенсации всех убытков туристам его не хватит.
Некоторым клиентам — считаным единицам — уже удалось вернуть средства с помощью банков и процедуры чарджбэка.

Полезный механизм

Чарджбэк — это когда банк-эмитент, выпустивший карту, по просьбе клиента опротестовывает транзакцию. Запрос на возврат денег поступает банку-эквайеру (где обслуживается компания, получившая деньги и не оказавшая услугу), а тот, в свою очередь, адресует запрос клиенту. У компании есть месяц на то, чтобы представить возражения по существу претензии.
При отсутствии возражений или согласии компании с предъявленным требованием, со счета банка-эквайера, который обслуживает счета компании, на счет заявителя возвращается спорная сумма. Если на этом этапе проблема не разрешилась, дело передают в арбитраж МПС.
Причем даже если на банковском счете компании нет денег, средства все равно переведут. Банк-эквайер потратит собственные деньги. А у компании, не оказавшей услугу, возрастет задолженность перед банком.
"Механизм очень полезный, но о нем мало кто знает. Это не законодательная лазейка, не инструмент банков, а дополнительная гарантия со стороны международных платежных систем — , MasterCard. Есть процедура оспаривания и у системы "Мир", — объясняет юрист Майя Саблина. — В одних случаях она может быть альтернативой долгим препирательствам с продавцом и судебным тяжбам, в других — вообще единственным способом вернуть деньги (если у компании на счету нет средств)".

Деньги вернули

"Тур покупали самостоятельно на сайте "Натали турс". Выбрали и оплатили — ввели данные банковской карты. На почту пришли билеты, бронь отеля и страховка. Потом стало известно, что поездка не состоится, — описывает ситуацию на одном туристическом форуме путешественница из Челябинска. — Подали документы на чарджбэк. В итоге деньги вернули".
По ее словам, вопрос рассмотрели достаточно быстро, примерно за три недели.
Похожей историей поделился еще один пользователь: "В середине августа пришло сообщение, что деньги зачислены на счет карты. Но фактически они еще не пришли". Некоторым туристам в чарджбэке отказали.
Такие прецеденты б