Нетрадиционные финансы всё больше увлекают россиян

За последний год резко — в два раза — вырос интерес населения к финансовым маркетплейсам. Через эти платформы граждане уже успели набрать кредитов почти на 8 трлн рублей, а к концу 2018 года цифра будет ещё больше — 8,2 трлн рублей. Такие данные подготовили для News.ru в компании «Юником24» (сотрудничает с крупнейшими банками и МФО). Увлечение нетрадиционными финансами связано как с деятельностью Центробанка, так и с необходимостью обеспечить себе приемлемый уровень потребления, указывают эксперты.

Россияне увлеклись нетрадиционными финансами
© ТАСС

Россияне в 2018 году подадут через финансовые маркетплейсы порядка 190 млн заявок на займы и кредиты. Их сумма достигнет 8,2 трлн рублей, прогнозируют в компании. Это практически в два раза больше, чем за прошлый год и по числу заявок, и по объёму займов. В 2017-м количество «просьб» о разных ссудах не превышало 98 млн, а сумма — 4 трлн рублей.

Львиная микродоля

Сейчас преобладающая часть заявок приходится на микрофинансовые и микрокредитные компании (МФК и МКК) — порядка 90%. Остальные 10% - непосредственно на банки. В Центробанке не смогли оценить нынешний объём рынка маркетплейсов и дать прогнозы его развития на этот год.

Рынок МФО достигнет 150 млрд рублей по итогам 2018 года, прогнозируют в бюро кредитных историй «Эквифакс». В сравнении с традиционным микрофинансированием, например, рынок маркетплейсов уже вырвался далеко вперёд.

Традиционные каналы продаж на финансовом рынке — это офисы банков, страховщиков, брокеров и т. д.; их сайты и мобильные приложения. Маркетплейс, в отличие от привычных каналов, — это Интернет-сайт, платформа, где представлены предложения от разных организаций. Человек может по своим индивидуальным параметрам подобрать себе нужный продукт и оформить заявку.

Собственный «Маркетплейс» запускает в феврале 2019 года и Центробанк. Об этих планах регулятор объявил ещё в прошлом году и с тех пор разглашает новые подробности работы этого инструмента. Это, по мнению экспертов, стало одной из основных причин роста популярности маркетплейсов среди населения. Также такие площадки уже есть, например, у Тинькофф-банка и Хоум Кредит Банка.

Ещё одна причина взрывного роста интереса граждан к нетрадиционным финансовым каналам — это уход от сберегательной модели поведения и рост потребления.

Человекочасы и хакеры

В век бурного развития цифровых технологий очевидно, что всё больше и больше граждан пользуются Интернетом и оформляют заявки на кредиты онлайн, без посещения офисов, рассуждает генеральный директор МФК «Городская Сберкасса» Александр Мамонов. Маркетплейсы экономят тысячи человеко-часов в день для соискателей кредитов и займов, более того, они делают рынок более прозрачным и понятным, добавляет гендиректор финансовой компании «Мани Фанни» Александр Шустов.

В маркетплейсах и безопасность выше, чем на сайтах отдельных компаний, солидарен гендиректор финансового маркета «Юником24» Юрий Кудряков. Такие площадки прекрасно решают проблему чёрных кредиторов — прежде чем предложение компании попадает на сайт, оно проходит тщательную проверку, в том числе на наличие компании в официальных реестрах ЦБ.

«Заёмщик полностью защищён от действий „чёрных кредиторов“. Эта проблема актуальна как никогда — количество нелегальных игроков на рынке в два-три раза превышает число „белых“ компаний», — рассказывает финансист.

Очень хорошо, что регулятор опережает рынок и создает свой маркетплейс, так ему будет проще его регулировать и администрировать, а уже по аналогии с ним будут создаваться рабочие негосударственные альтернативы, рассуждает Александр Шустов.

Через подобные сервисы в будущем может проходить до 50% всех заявок на банковские и страховые услуги, прогнозирует Александр Мамонов.

Впрочем, от всех рисков граждане в маркетплейсах не защищены на 100%, отмечает руководитель крупной МФК, пожелавший остаться неназванным. Работа площадок завязана на стабильность Интернета, который может «сбоить». Кроме того, маркетплейсы со временем могут стать объектом хакерских атак, как сейчас банки.