Ещё

Нетрадиционные финансы всё больше увлекают россиян 

Фото: ТАСС
За последний год резко — в два раза — вырос интерес населения к финансовым маркетплейсам. Через эти платформы граждане уже успели набрать кредитов почти на 8 трлн рублей, а к концу 2018 года цифра будет ещё больше — 8,2 трлн рублей. Такие данные подготовили для News.ru в компании «Юником24» (сотрудничает с крупнейшими банками и МФО). Увлечение нетрадиционными финансами связано как с деятельностью Центробанка, так и с необходимостью обеспечить себе приемлемый уровень потребления, указывают эксперты.
Россияне в 2018 году подадут через финансовые маркетплейсы порядка 190 млн заявок на займы и кредиты. Их сумма достигнет 8,2 трлн рублей, прогнозируют в компании. Это практически в два раза больше, чем за прошлый год и по числу заявок, и по объёму займов. В 2017-м количество «просьб» о разных ссудах не превышало 98 млн, а сумма — 4 трлн рублей.

Львиная микродоля

Сейчас преобладающая часть заявок приходится на микрофинансовые и микрокредитные компании (МФК и МКК) — порядка 90%. Остальные 10% — непосредственно на банки. В Центробанке не смогли оценить нынешний объём рынка маркетплейсов и дать прогнозы его развития на этот год.
Рынок МФО достигнет 150 млрд рублей по итогам 2018 года, прогнозируют в бюро кредитных историй «Эквифакс». В сравнении с традиционным микрофинансированием, например, рынок маркетплейсов уже вырвался далеко вперёд.
Традиционные каналы продаж на финансовом рынке — это офисы банков, страховщиков, брокеров и т. д. ; их сайты и мобильные приложения. Маркетплейс, в отличие от привычных каналов, — это Интернет-сайт, платформа, где представлены предложения от разных организаций. Человек может по своим индивидуальным параметрам подобрать себе нужный продукт и оформить заявку.
Собственный «Маркетплейс» запускает в феврале 2019 года и Центробанк. Об этих планах регулятор объявил ещё в прошлом году и с тех пор разглашает новые подробности работы этого инструмента. Это, по мнению экспертов, стало одной из основных причин роста популярности маркетплейсов среди населения. Также такие площадки уже есть, например, у Тинькофф-банка и Хоум Кредит Банка.
Ещё одна причина взрывного роста интереса граждан к нетрадиционным финансовым каналам — это уход от сберегательной модели поведения и рост потребления.

Человекочасы и хакеры

В век бурного развития цифровых технологий очевидно, что всё больше и больше граждан пользуются Интернетом и оформляют заявки на кредиты онлайн, без посещения офисов, рассуждает генеральный директор МФК «Городская Сберкасса» Александр Мамонов. Маркетплейсы экономят тысячи человеко-часов в день для соискателей кредитов и займов, более того, они делают рынок более прозрачным и понятным, добавляет гендиректор финансовой компании «Мани Фанни» Александр Шустов.
В маркетплейсах и безопасность выше, чем на сайтах отдельных компаний, солидарен гендиректор финансового маркета «Юником24» Юрий Кудряков. Такие площадки прекрасно решают проблему чёрных кредиторов — прежде чем предложение компании попадает на сайт, оно проходит тщательную проверку, в том числе на наличие компании в официальных реестрах ЦБ.
«Заёмщик полностью защищён от действий «чёрных кредиторов». Эта проблема актуальна как никогда — количество нелегальных игроков на рынке в два-три раза превышает число «белых» компаний», — рассказывает финансист.
Очень хорошо, что регулятор опережает рынок и создает свой маркетплейс, так ему будет проще его регулировать и администрировать, а уже по аналогии с ним будут создаваться рабочие негосударственные альтернативы, рассуждает Александр Шустов.
Через подобные сервисы в будущем может проходить до 50% всех заявок на банковские и страховые услуги, прогнозирует Александр Мамонов.
Впрочем, от всех рисков граждане в маркетплейсах не защищены на 100%, отмечает руководитель крупной МФК, пожелавший остаться неназванным. Работа площадок завязана на стабильность Интернета, который может «сбоить». Кроме того, маркетплейсы со временем могут стать объектом хакерских атак, как сейчас банки.
Комментарии5
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео