Обман на миллион. Активизировались телефонные мошенники

В конце февраля по региону прокатилась волна телефонных мошенничеств. Злоумышленники списывали деньги с банковских карт ярославцев, применяя новую хитрую схему обмана. За четыре дня февраля от этого вида преступлений пострадали 30 жителей области. Сумма причинённого ущерба – 1 млн рублей. Почему люди поверили мошенникам? Подмена номера Изобретательность вымогателей не знает границ. Ещё недавно ярославцам названивали злоумышленники, представляясь другом сына или внука: мол, попал ваш родственник в беду, нужно срочно перевести деньги, чтобы его, к примеру, выпустили из тюрьмы. Или представляются тем самым внуком, умоляют бабушку о помощи, так как его «ограбили». Последнее время нередко звонят клиентам банков с разных номеров, убеждая людей, что их карта заблокирована, или приходит смс, что нужно срочно перезвонить по определённому номеру, или к человеку якобы по ошибке пришёл чужой перевод, - схем огромное количество. Сегодня появился новый способ совершения преступления: злоумышленники используют технологию подмены номера, который соответствует официальному телефону банка. «Клиенту банка поступает звонок – на телефоне человек видит номер, который указан на официальном сайте банка, - рассказал заместитель начальника следственного управления УМВД России по Ярославской области Евгений Мустонин. - Звонивший представляется сотрудником банка и сообщает, что в отношении этого клиента совершено преступление и осуществляется попытка снятия денежных средств с расчётного счёта. Под этим предлогом преступник убеждает клиента озвучить конфиденциальные сведения - СVC-код, секретный код из смс-сообщения, тайное слово, иную информацию - и затем похищает деньги. Злоумышленниками также может быть отправлено смс-сообщение с предупреждением, что с карты будут списаны деньги, если клиент не сообщит секретный код. Затем «сотрудник службы безопасности» по телефону сообщает, что обнаружена подозрительная активность. Чтобы предотвратить списание денег, клиента просят озвучить данные карты. Затем с банковского счёта похищают денежные средства». При опросах потерпевших следователи установили, что преступники называют людей по имени-отчеству, знают некоторые данные их банковских карт. Это может свидетельствовать о том, что злоумышленники владеют базой данных клиентов банка. «По каждому факту мошеннических действий возбуждены уголовные дела, - сообщил Евгений Александрович, - по ним создана специализированная следственно-оперативная группа. Есть несколько следственных версий, в том числе отрабатывается и причастность к преступлению сотрудников банка». «Прекратите разговор!» Что нужно сделать, чтобы обезопасить себя и свои сбережения от преступных посягательств? Прежде всего, советуют следователи, нужно незамедлительно прекратить разговор с мнимым сотрудником банка - ни в одном банке не будут спрашивать информацию о ваших личных данных, данных банковской карты по телефону. После чего перезвонить в банк по номеру, указанному на карте, и уточнить информацию. То есть любой звонок, в том числе с официального номера банка, сегодня не гарантирует того, что вы разговариваете именно с сотрудником этого учреждения, даже если он знает ваши суммы на счетах и паспортные данные. Ну, и, конечно, никогда не храните пин-код рядом с банковской картой и никому его не сообщайте. Надо быть крайне внимательным и осторожным. «Главная задача телефонных мошенников – ввести человека в стресс, - считает заместитель управляющего Отделения по Ярославской области Главного управления Центробанка РФ Евгений Ефремов. - Создают ситуацию как бы безвыходную: говорят, что если вы не произведёте здесь и сейчас определённые действия, ваши денежные средства будут похищены. Используются слова: «срочно», «незамедлительно», «служба безопасности». Помимо того, что имитируется номер телефона, имитируется вообще работа колл-центра банка. У человека создаётся ощущение, что там вовсю кипит работа, говорят операторы. И он поддаётся панике и передаёт ту информацию, которая позволяет получить доступ к его деньгам». Более 80% выявленных несанкционированных операций в объёме свыше 1 млрд рублей, по словам представителя Центробанка, было совершено через интернет или мобильные устройства. И причиной более 90% операций стала социальная инженерия - когда происходит воздействие на человека и он сам предоставляет все необходимые данные, позволяя мошенникам похитить денежные средства. Возвращает ли банк украденные деньги клиентам? Да, но только при одном условии: если банк не докажет, что причиной хищения стало нарушение клиентом правил конфиденциальности и правил безопасности использования банковских карт.