«Громким хлопком» эксперт назвал предложение о повышении зарплат бюджетникам

Внесенный в Госдуму РФ законопроект североосетинского парламента о повышении минимальной зарплаты бюджетников обозначил ряд наших проблем – считает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. Подобные предложения пока не реалистичны Парламент республики Северная Осетия-Алания внес в Государственную Думу РФ законопроект, предполагающий установление минимального уровня зарплат бюджетников на уровне двукратной величины МРОТ. В законопроекте приводится перечень бюджетников – это врачи, учителя и другие категории граждан, но наиболее интересным является предполагаемый источник финансирования новых госрасходов. Это доходы, которые появятся вследствие улучшения внутриэкономической ситуации, роста экономики и производственной сферы, т.е. налоговые поступления с несырьевого экспорта или продукты промышленного производства, а также с увеличившегося внутреннего спроса. С этим, как известно, в России существуют сложности – экономический рост у нас прогнозируется в пределах двух процентов годовых, чего недостаточно для более активной социальной политики, промышленное производство стагнирует, как и внутренний спрос, связанный с реальными доходами – здесь больше нет падения, но общая закредитованность граждан не позволит быстро повысить данный показатель. Таким образом, предложение Владикавказа не будет одобрено Государственной Думой РФ – бюджетное планирование уже сделано, а повышение льгот и выплат, не гарантированных доходной частью бюджета, является путем в никуда, примером чему являются девяностые годы. «Я думаю, что здесь больше не то, чтобы политического популизма, а скорее напоминания об озабоченности, во-первых, невысокими темпами экономического роста, который является главным источником решения таких проблем, а, во-вторых, того, что исполнение президентских указов и национальных проектов часто зависает, и особенно по статье зарплат бюджетников», - констатирует Масленников. Действительно, с исполнением нацпроектов имеются проблемы, что было подтверждено на уровне правительства РФ – в частности, деньги реализуются недостаточными темпами, что и неудивительно, ведь эффективно инвестировать столь большие средства непросто. «Поэтому я бы прочитал эту новость под таким углом зрения. В этом действии есть определенный смысл, и он заключается в напоминании о неблагополучном моменте. К тому же, время для этого выбрано удачно – в РФ идет бюджетный процесс», - резюмирует Масленников. Как замечает эксперт, это позволяет оформить «поправку» ко второму чтению и даже за нее проголосовать, но, как решение существующих проблем, это предложение далеко от истины, из-за чего его нужно рассматривать как «громкий хлопок» о текущих проблемах. «Ведь авторы законопроекта сами ответили на главную претензию к нему, заключающуюся в том, что для таких социальных расходов необходим источник, а его здесь названо не было, а вместо них приведена исключительно гипотетика», - заключает Масленников. Для активной социальной политики России необходим экономический рост Масленников отмечает, что «вот дойдем» до среднего экономического роста хотя бы в три процента, то и сможем поговорить о таких решениях, а пока все это представляется абсолютно нерациональным. Именно так и нужно воспринимать это предложение Владикавказа. Данный вопрос упирается в экономический рост, который сегодня в России ограничен верхней планкой в два процента, причем если посмотреть на расчеты МЭР, то в случае, если структура экономики не изменится, Россия начнет расти со скоростью в 3 процента только через 10 лет. Такие оценки не являются приговором, поскольку в мире и в России все меняется, а экономика представляет собой наиболее динамичную сферу нашей жизни, но они подчеркивают общий масштаб проблемы, как и то, что пути к повышению экономического роста пока не определены. «По темпам экономического роста у нас есть неопределенности. Даже если смотреть на устойчивое обеспечение социальных обязательств – это пенсии и другие выплаты, то необходимо иметь более высокие темпы роста», - констатирует Масленников. По мнению Никиты Ивановича, рост в 3 и больше процентов достижим в нашей стране, но для этого нужно соблюсти условия – для начала надо перезагрузить деловую среду и сделать ее стимулирующим фактором для бизнеса, а также перезапустить инвестиционный климат. «Необходима ситуация, когда главным драйвером роста являются частные инвестиции, поэтому в случае сели удастся изменить здесь положение дел, то тогда мы и сможем говорить об интенсификации нашего развития, но пока мы имеем то, что имеем», - резюмирует Масленников. По планам мы должны достигнуть этого к 2024 году, но пока нет уверенности, что все условия будут выполнены, а так не надо забывать про то, что не все здесь зависит от нас и развитие российской экономики взаимосвязано с темпами мирового экономического роста. «Низкие темпы роста могут стать данностью для всего мира, хотя бы потому, что по всей планете резко стареет население, а это показывает, что в будущем мы получим принципиально иные условия, чем это было раньше», - заключает Масленников. Ведь если мир будет расти только на один процент годовых, то это будет означать, что свой экспорт мы также не сможем резко повысить, а это уже показывает, что необходимо будет искать новые источники роста, причем внутри, а не вне российской экономики.

«Громким хлопком» эксперт назвал предложение о повышении зарплат бюджетникам
© ФБА "Экономика сегодня"