Как скажется на россиянах новая маркировка товаров

В России с 1 декабря будет расширен перечень товаров, которые подлежат обязательной маркировке. К алкогольной продукции и сигаретам добавятся духи и туалетная вода; шины; одежда из кожи; женские и детские вязаные блузки; верхняя одежда; постельное, туалетное и кухонное бельё; фотокамеры и лампы-вспышки. Ожидается, что в будущем маркировка распространится на все товары, выпускаемые на территории Российской Федерации. В плюсах и минусах маркировки разбирался News.ru.

Как скажется на россиянах новая маркировка товаров
© РИА Новости

Сегодня обязательная маркировка — головная боль для многих компаний. Это обусловлено тем, что запустить её процесс довольно-таки сложно: необходимы приличные вложения на покупку специального оборудования, требуется расширение штата сотрудников и их обучение. А наибольшие трудности возникнут у компаний с плохо развитым процессом автоматизации.

Как пояснил News.ru руководитель таможенного отдела группы компаний AsstrA Анаит Василян, многие фирмы, а как правило это малый бизнес, никогда ещё даже не слышали про обязательную маркировку товаров. Получается, что есть определённые проблемы с информированностью.

«И это несмотря на то, что табак и шубы уже подлежат обязательной маркировке на законодательном уровне. А в ближайшее время это коснется лекарств», — заявил Василян News.ru.

Между тем, если компании (производители или импортеры) не могут или не хотят самостоятельно заниматься процессом маркировки, то они могут обратиться в логистические компании — они предоставляют эти услуги как на стадии наклейки маркировки, так и в процессе получения кодов Data Matrix.

Для конечного потребителя есть как плюсы, так и минусы от маркировки. Кончено, люди будут лучше защищены от подделок. Причём речь идёт не о брендовой сумке, а к примеру, о питьевой воде. Ведь по экспертным оценкам, сейчас подделывается порядка 50-60% продаваемой бутилированной воды.

По мнению заместителя генерального директора компании BMJ-logistics Константина Бондаренко, объём контрафакта резко сократится.

Константин Бондаренко, заместитель генерального директора компании BMJ-logistics

Подпольные цеха уже не смогут просто так «вливать» в оборот свою продукцию, потому что должны будут зарегистрироваться и полностью «обелиться». Предприниматели, которые работают в правовом поле, прямо заинтересованы в этом, ведь таким образом снизится конкуренция со стороны производителей дешёвых подделок.

Если маркировка позволит быстро и жёстко очистить рынок от контрафакта, то это будет бесспорным плюсом для всех участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). К минусам же можно отнести повышение конечной стоимости товара. Так, по различным прогнозам, оно составит приблизительно 10%.

Однако стоимость самой марки не может существенно повлиять на увеличение расходов производителя, но приобретение сопутствующего оборудования и новая организация всех логистических процессов, безусловно, на это повлияет.

Особенно это почувствуют на себе мелкие и средние компании. Не подготовившись заранее, они просто не смогут подобрать либо переучить персонал, считает Бондаренко. А персонал должен быть высококвалифицированным, потому как процесс регистрации кода Data Matrix связан с определёнными действиями и навыками, которые среднестатистический менеджер освоит не сразу. Для этого необходимо иметь знания в области коммуникации с ЦРПТ (центр развития перспективных технологий), знать сложные и объёмные бизнес-процессы и т.д.

Дальновидные компании для того, чтобы не оказаться «на обочине», участвуют в экспериментах по маркировке тех или иных товаров, активно трудятся в самых различных рабочих группах, проводят семинары, осваивая, по сути, новую профессию.

Директор подразделения Global Supply Chain компании FM Logistic Алексей Мисаилов рассказал News.ru, что сейчас бизнес-сообщество активно обсуждает увеличение переходного периода обязательной маркировки для различных отраслей, поскольку спрогнозировать дополнительные бюджеты, связанные с процессом нанесения самого Data Matrix на товар, крайне сложно.

Алексей Мисаилов, директор подразделения Global Supply Chain компании FM Logistic

Многие иностранные производители и дистрибьюторы ещё не определились, где делать маркировку: в стране отправления, на промежуточных азиатских или европейских складах, или же использовать возможность таможенных складов в России. Как результат, это может изменить и привести к удорожанию уже устоявшуюся модель доставки товаров от поставщиков

Кроме того, он подчеркнул, что некоторые компании используют систему отслеживания track and trace для защиты от подделок и серого импорта. Эти нововведения появились на азиатских рынках в основном для товаров сегмента fashion и luxury. Для скоропортящихся товаров данная система позволяет максимально быстро проходить таможенные процедуры, а также карантинные и ветеринарные инспекции в Китае.

В свою очередь, директор по таможенным операциям логистической компании «Даксер» Тимур Давиташвили заявил, что индивидуальный код будет подтверждать качество, а также то, что продукт импортного производства, а не российского.

Тимур Давиташвили, директор по таможенным операциям логистической компании «Даксер»

Однако процесс маркировки является очень сложным и дорогостоящим. Не все производители готовы вносить изменения в свой технологический уклад и внедрять дополнительные маркировки.

В настоящее время, говорит он, сложно сказать, сколько средств придется на это потратить, но можно смело утверждать, что затраты на маркировку, например, одежды, обуви и парфюмерии будут большими. Это связано с тем, что такие товары будет необходимо выгружать на склад, вскрывать грузовые места, наносить маркировку, заново упаковывать и загружать все обратно.

Процедура таможенного оформления этих категорий товаров станет сложнее, так как в случае проведения досмотра на таможенные органы возложат функцию контроля QR-кодов. Получается, представители таможни будут сканировать и сверять данные маркировочных знаков с информацией из реестра товаров. В случае несоответствия груз будет задержан для дополнительной проверки.

Как отметил Давиташвили, это вынуждает импортеров менять логистические схемы, что в свою очередь может привести к дополнительным затратам — финансовым и временным. Безусловно, подобные расходы будут включены в себестоимость, из-за этого повысится цена для конечного потребителя.