Повысится ли стоимость сотовой связи в России?

Эксперты прогнозируют рост сотовых тарифов в 2020 году на 10-12 процентов, и это не может не беспокоить россиян. Занялись проблемой и парламентарии. Вице-спикер Госдумы Ольга Епифанова направила запрос о причинах повышения цен в Федеральную антимонопольную службу. А на следующей неделе депутаты зададут этот вопрос министру цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максуту Шадаеву, который примет участие в расширенном заседании думского Комитета по информполитике 5 февраля.

Повышение коснулось не всех

В начале января сразу два мобильных оператора заявили о повышении стоимости архивных тарифов — тех, к которым уже нельзя подключиться, но которыми до сих пользуются многие абоненты. Так, с 13 января выросли цены у «МегаФона», с 16 января — у «Билайна».

В пресс-службе «МегаФона» объяснили подорожание связи ростом потребления услуг пользователями. Там заверили, что повышение коснулось лишь небольшого числа абонентов, которые подключены к немассовым тарифам. Но точное количество граждан, которые стали платить больше, оператор не называет.

В «Билайне», в свою очередь, объяснили, что были вынуждены повышать стоимость архивных тарифов из-за интенсивного развития инфраструктуры и изменений в законодательстве, направленных на защиту абонентов. Это притом что ранее в компании уверяли, что не планируют в ближайшее время увеличивать стоимость услуг связи и доступа в Интернет.

Аналогичные заявления делали и другие операторы. Но эксперты считают, что так или иначе, но стоимость услуг повысит вся «большая четвёрка». В связи с этим Ольга Епифанова обратилась к замглавы Федеральной антимонопольной службы Анатолию Голомолзину с просьбой проверить действия сотовых операторов на соответствие требованиям антимонопольного законодательства и предоставить информацию о результатах проверок в Госдуму.

Операторы используют скрытые схемы

Несмотря на постепенные повышения, цены на мобильную связь в России по-прежнему в два-четыре раза ниже, чем в Европе. Сейчас в стране действуют такие же тарифы, как до кризиса 2014 года, когда курс рубля обвалился в два раза. При этом операторы не стали резко повышать цены, и в итоге сейчас они остались практически на прежнем уровне.

Впрочем, из-за этого доходы компаний сильно не изменились. Все потому, что обычно они используют скрытые схемы увеличения своей прибыли. Например, абонентская плата не растёт, но увеличивается число платных подписок или их стоимость. Причём часто без предупреждения пользователей. Так, может подняться стоимость роуминга, плата за подключение гудка или уведомлений о пропущенных звонках. И если клиент об этом узнаёт, то, как правило, случайно.

Во многом поэтому подорожание в январе 2020 года заметили не все россияне. По крайней мере, Федеральная антимонопольная служба не получила ни одной жалобы на это. «Жалоб в ФАС России на повышение тарифов не поступало. Согласно предварительной информации, обсуждается вопрос о корректировке некоторых архивных тарифных планов. Мы внимательно изучим обоснованность повышения цен», — сказал замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.

Для роста цен нет причин

В то же время зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Александр Башкин уверен, что у сотовых операторов на данный момент нет объективных причин для повышения цен. «Если говорить глобально, то в соответствии с инфляцией цены могут планово подниматься. Но сейчас я не вижу оснований и экономических предпосылок для роста стоимости сотовой связи, — сказал сенатор «Парламентской газете». — Не было налоговых изменений, обременения сотовых операторов какими-либо действиями либо приобретением оборудования».

Как рассказал «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн, сотовые операторы имеют право повышать цены, но в разумных рамках. «Повышение тарифов должно быть не выше инфляции. Что касается законодательного пути решения этих проблем, на расширенном заседании комитета, которое состоится 5 февраля, мы зададим этот вопрос новому министру связи Максуту Шадаеву», — сказал депутат.