Сафонов назвал иллюзией сокращение выплат по накопительной пенсии

Предложение Минтруда РФ по накопительным пенсиям ничего не изменит в ситуации, сложившейся с этим институтом в России, считает профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов. Фундаментальные вещи не изменятся Минтруд РФ подготовил проект закона о выплате накопительной пенсии на 2021 год, согласно которому ежемесячная сумма выплат россиян уменьшится по сравнению с 2020 годом. Таким эпиграфом «Известия» охарактеризовали проект нормативно-правового акта по очередным изменениям в данном финансовом институте. С 2021 года срок расчета накопительной части пенсии увеличится с 258 до 264 месяцев, т.е. увеличится с 21,5 года до 22 лет. Так что в случае принятия этого законопроекта сумма таких накоплений будет делиться на данное время. Поводом для этого решения стало повышение средней ожидаемой продолжительной жизни в РФ, причем это не первый подобный шаг. Эти сроки с 2016 года были увеличены на 30 месяцев, поэтому это изменение нужно назвать стандартным для РФ. Оно является техническим и не влияет на общую ситуацию с накопительной пенсией. На правила накопительной пенсии в России данные изменения не повлияют – граждане могут в случае желания забрать эти деньги или передать этот финансовый актив по наследству. «Основные тренды в накопительной системе пенсионного страхования как сложились в 2014 году, так и продолжают действовать. Это в первую очередь связано с заморозкой этого института со стороны государства. В 2014 году в РФ посчитали, что за счет накопительной пенсии можно выправить баланс страховой пенсии, а затем сюда вмешались экономические обстоятельства, продолжающие давить на нашу экономику», - заключает Сафонов. Напомним, что в России с начала нулевых действовала система накопительной пенсии, по которой работодатель отчислял 6 процентов (из всего 24) от заработной платы работника не в ПФР, а на его накопительный счет. Этот порядок работал до 2014 года, когда этот институт был заморожен вследствие решений по стабилизации бюджета ПФР. Планировалось, что это решение будет временным, но в 2014 году Россия вступила в эпоху турбулентности как в экономике, так и на внешней арене, из-за чего этот порядок пролонгировался и действует до 2021 года включительно. Очевидно так же, что накопительная система, которая работала до 2014 года, восстановлена не будет. «После кризиса 2015 года многие стали сворачивать пенсионные продукты вместе с накопительной пенсией. Благодаря этому судьба накопительной пенсии идет к понятному итогу. В силу экономических обстоятельств в этом институте будет все меньшее число участников, поэтому можно сказать, что этот законопроект, который увеличивает норму по количеству месяцев, ни на что по сути своей не повлияет», - резюмирует Сафонов. Особое влияние этого возможного решения на накопительную пенсию является иллюзией. По словам Александра Львовича, с точки зрения цифр возможны какие-то минимальные изменения, а вот на фундаментальные вещи данное решение точно влияния не окажет. Судьба НПФ остается под вопросом «В рамках современной ситуации главным вопросом является то, а смогут ли негосударственные пенсионные фонды (НФП) обеспечить выполнение своих обязательств. Просто в силу того, что снижается доходность тех активов, которыми они обладают. И понятно, что новых перечислений у них так же не будет», - заключает Сафонов. Это давняя проблема, которая связана с тем, что после заморозки накопительной пенсии остались активы, которые были накоплены гражданам до 2014 года. Как инвестиционный институт данные активы по разным причинам не сработали, а это привело к проблеме, что государству придется дофинансировать выплаты гражданам по этой части пенсии. Ведь если этого не сделать, то получается, что граждане, которые вложили средства в НПФ, просто потеряли часть своих страховых пенсионных выплат. И это стратегически существенная проблема. «Поэтому если сейчас не принять никаких поощрительных мер со стороны государства, то, наверное, мы можем получить проблемы в будущем», - констатирует Сафонов. Для накопительной пенсии нужен рост доходов россиян Что касается перспектив накопительной пенсии в России, то надо исходить здесь из того, что на прекращение работы данного института влияет большое число решений и событий. «Если бы у нас нормально развивалась экономика, как таковая, то компенсация ухода государства из этой системы базировалась бы на рыночных условиях. Люди бы тогда стремились идти в накопительную систему. Первым фактором действительно выступил уход государства отсюда в 2014 году. Вторым обстоятельством выступает то, что с того времени у нас не создано для населения и компаний дополнительных льгот. Если вспомнить проект ИПК, то по нему проспорили 3 года, но так ни до чего и не дошли», - резюмирует Сафонов. Александр Львович полагает, что государства не ввело стимулирующих льгот по накопительной пенсии, из-за чего в России нет развития проектов, выходивших за рамки тех 24 процентов страховых взносов от зарплаты, которые платит по закону работодатель. И очевидно, что россияне не хотят участвовать в накопительных проектах за свой счет. «Основным обстоятельством, которое негативно влияет на накопительную систему, является низкий уровень доходов населения. Сложно создать такой институт при модальной зарплате в 22 тысячи в месяц. Экономические кризисы это только добивают, поскольку из-за них нет источников наращивания доходов», - заключает Сафонов. По этой причине проблемы с накопительной пенсией являются следствием общих проблем нашей национальной экономики, а решение по срокам выплат ни на что не влияет.

Сафонов назвал иллюзией сокращение выплат по накопительной пенсии
© ФБА "Экономика сегодня"