Социальная дистанция

Нет, это не про коронавирус. Это про нашу жизнь, про то, станут ли богатые чиновники радеть о народе или, в первую очередь, о собственном кармане?

Социальная дистанция
© Zab.ru

Вот уже год в правительстве обсуждаются идеи, ограничивающие космические оклады и бонусы руководителей госкорпораций (тех же чиновников), а проблема астрономического разрыва между доходами госчиновников и народом даже не обсуждается. И напрасно. Опубликованные недавно данные разницы зарплат депутатов Госдумы и утверждённой ими МРОТ на 2020 год в среднем по России (12130 рублей) просто поражает - она составляет 33 раза. Кроме того, заметим, что чем беднее страна, тем больше эта разница. В бедной Нигерии это 213 раз, в Бразилии 31 раз. А вот в Германии всего в 6 раз, в Великобритании – 5 раз, в Нидерландах – 4,2 раза, во Франции – в 4,5 раза. Думаю, эти цифры соответствуют и минимальному коэффициенту доверия граждан к своей власти в целом.

Если посмотреть на наш Забайкальский край, то картина ещё мрачней. У нас, по данным Забайкалкрайстата, граждан, получающих даже меньше прожиточного минимума - более 21% (225 тысяч человек), то есть более чем каждый пятый работающий забайкалец. Среднюю по краю и более высокую зарплату получают чуть более 40% забайкальцев. А ведь наши высшие забайкальские чиновники и депутаты тоже люди не бедные, их доходы по 120 - 300 тысяч рублей в месяц не редкость.

Конечно, это не идёт ни в какое сравнение с депутатами и чиновниками высшего звена власти. Например, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров задекларировал за прошлый год 586 миллионов рублей (1,6 миллиона в день), вице-премьер Дмитрий Чернышенко – 432,3 миллиона (1,2 миллиона в день), наш частый гость в крае вице-премьер - полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев – 180 миллионов рублей, министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев – 159,8 миллиона рублей, спикер Госдумы Вячеслав Володин – 100,3 миллиона рублей. Большинство депутатов Госдумы имеют многомиллионные доходы, а кое-кто и миллиарды. О их громадной недвижимости в России и за рубежом – разговор особый, даже поправки к Конституции её не коснулись, госслужащих обязали лишь закрыть иностранные счета (эка трудность – перевести деньги за границей в недвижимость).

Здесь что удивительно: по закону госчиновники и депутаты, работающие на постоянной основе, не имеют права заниматься коммерческой деятельностью, они должны трудиться на благо людей, на то они и слуги народа. Но, видимо, их это не касается, они прекрасно обходят собственные законы, переписывая собственность, ценные бумаги на своих родственников и практически занимаются управлением собственными активами, а не государственными делами во имя народа.

Особый разговор и о пенсиях. У обычных людей она невелика, в Забайкальском крае сейчас составляет в среднем 14 тысяч рублей, у многих и того меньше. Но вот чиновники в ряде регионов умудряются устанавливать себе фантастический пенсион. Например, экс-губернатор Омской области Леонид Полежаев получает пенсию в 224 тысячи рублей. И это далеко не исключение. Федеральные законы пенсии региональных и местных чиновников особо не ограничивают и этим многие пользуются. Балльная система для них не действует, госчиновникам назначается пенсия по стажу и зарплате – при необходимой выслуге они получают пенсию до 75% оклада. Губернаторы нашего края до пенсии не дорабатывают, меняются часто. Интересно, какие пенсионы получали бы они, имея достаточной выслуги?

У топ-менеджеров госкорпораций (практически госчиновников) зарплаты зашкаливают за счёт народа. Вот, например, официальные данные: 10 членов правления «Транснефти» в прошлом году заработали 1,34 миллиарда рублей, 14 членов правления «Газпрома» - 1,33 миллиарда рублей, 24 члена правления РЖД – 3,07 миллиардов рублей. Практически это изъятие из предприятий этих огромных денег под видом вознаграждения топам за их якобы ударный труд. 

Что тут скажешь. Сагу о фантастических зарплатах и доходов депутатов и чиновников можно продолжать бесконечно, эта тема муссируется в народе активно. И вопросы президенту страны насчёт этого задавали не раз. Но внятного ответа как не было, так и нет. И на фоне такой вот социальной дистанции у народа растёт недоверие к власти всё более. Это сказывается в частности и на выборах. В нашем крае даже на губернаторские выборы приходит от силы треть населения. А уж выборы в местные органы власти и вообще часто игнорируются населением, никто из кандидатов не получает нужного количества голосов. Кое-где приходится проводить их повторно при минимальной явке, как это случилось недавно в Каларском районе, где на выборы пришло 20% избирателей.

В общем, уверен, власти стоит обо всём этом задуматься, поскольку без обоюдного доверия власть предержащих и народа ждать высоких заявленных результатов в развитии страны нельзя.