"Бороться с армией чиновников надо ликвидацией дублирования полномочий"

Как в Татарстане готовятся к очередной кадровой реформе госаппарата, вследствие предыдущих — число должностных полномочий выросло в 2,5 раза

"Бороться с армией чиновников надо ликвидацией дублирования полномочий"
© Реальное время

В этом году в правительстве России вновь намерены сокращать армию чиновников, которая уже достигла 2,4 млн человек, то есть в 2,5 раза превышает число служащих в армии и на флоте (около 1 млн чел.). К 1 апреля количество сотрудников федеральных министерств должно сократиться на 5%, а в территориальных органах — на 10%. Так кабмин надеется повысить эффективность работы госаппарата. Впрочем, несмотря на сокращение, бюджет ничего не сэкономит — зарплаты бывших госслужащих пойдут на стимулирование оставшихся. Как подсчитало "Реальное время", на оплату труда этой "армии" уходит до 1 млрд рублей в год (на полное финансовое обеспечение — до 6-8 млрд руб. ежегодно). При этом подобные реформы возникают не впервые, но чаще приводят к обратному эффекту, заметили эксперты.

Как поредеет армия чиновников

В правительстве России в очередной раз решили сократить армию чиновников. Реформа госаппарата затронет 45 министерств и ведомств — 37 заместителей предполагается сократить.

— Нужен не огромный, а рационально сформированный штат компетентных специалистов и чётко определённая сфера ответственности каждого органа исполнительной власти, — комментировал реформу глава правительства Михаил Мишустин.

— Не может эффективно работать структура, в которой заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти курирует структурное подразделение, где работает лишь десять человек, — соглашался с ним вице-премьер и глава аппарата правительства Дмитрий Григоренко.

К апрелю 2021 года должны быть ликвидированы 74 подразделения, включая те, "где работают лишь десять человек, а курируют их 37 заместителей глав министерств и ведомств". Освободившиеся деньги останутся в фондах оплаты труда и будут перераспределены в пользу оставшихся чиновников.

Численность структурных подразделений в министерствах отныне должна составлять не менее 40 штатных единиц, служб и агентств — не менее 25 единиц, отделов в составе департамента или управления — не менее 5, самостоятельного отдела — не менее 10. Для обеспечивающих подразделений ограничение — не более 30% общей численности сотрудников. В итоге штаты центральных аппаратов федеральных органов с 1 января начали сокращать на 5%, территориальных органов — на 10%.

Первые "головы" уже полетели. Так, сразу после январских праздников стало известно, что свой пост покинет первый замглавы Минфина РФ Татьяна Нестеренко, с должности замминистра финансов уйдет и экс-глава ПФР Антон Дроздов. А все потому, что в руководстве Минфина у министра больше заместителей, чем положено по новым правилам, их двенадцать, тем более, в Минфине не может быть двух первых замов, и одного из них надо было сокращать или понижать до замглавы. Как говорят в окружении сокращаемых, к понижению высокопоставленные замы готовы не были.

Госаппарат реформируют раз в пять лет

Что интересно, это далеко не первая кадровая реформа госаппарата. Еще в 2004 году функции органов власти предполагалось сократить, а вместе с ними и число сотрудников. Сэкономленные деньги направили на повышение зарплат, но только руководителям. Через пять лет, однако, вновь вернулись к так и нерешенной проблеме.

В 2011–2013 годах численность госслужащих планировалось урезать вообще на 20%. Однако в 2016 году Счетная палата сообщила о снижении численности госслужащих на 5,6%, что произошло лишь за счет сотрудников низшего звена, тогда как число "разного рода начальников", наоборот, увеличилось.

В 2019 году разговоры об оптимизации снова вернулись в повестку дня: предполагалось сократить штат центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти на 10%, а их территориальных подразделений — на 15%. Мало того, уже в начале 2020 года из-за ухода кабинета министров Дмитрия Медведева и последовавшей ротации чиновников, последние получали, зачастую, "соседние" посты в других ведомствах.

Несмотря на реформы, армия чиновников лишь растет

О том, что реформы если и работают, то со скрипом, говорят сухие цифры статистики, которые изучила аналитическая служба "Реального времени". Так, в госорганах Российской Федерации на региональном уровне (в федеральных госорганах и госорганах субъектов РФ) в 2018 году замещали должности государственной гражданской службы 691,8 тыс.человек, или 42,3% от общей численности работников, занятых в этих органах. В 2019 году численность гражданских служащих на региональном уровне (без центральных аппаратов) составила 688,3 тыс. человек (укомплектованность — 91,6%). Совокупная численность лиц, замещавших должности государственной гражданской службы (гражданские служащие), в госорганах Российской Федерации (федеральных и субъектов РФ) на конец 2019 года составила 727,5 тыс. человек.

При этом, должности что федералов, что регионалов, что муниципалов — даже неукомплектованы на 100%. К примеру, численность гражданских служащих на региональном уровне (без центральных аппаратов) составила в начале 2020 года 688,3 тыс. человек, укомплектованность — 91,6%.

Если говорить о Татарстане, то в 2018 году насчитывалось 17 818 гражданских служащих, из них в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти было 8 191 тысячи, в органах исполнительной власти самой республики — 4 434, в органах местного самоуправления — 5 193. В 2019 году их стало даже больше, но ненамного — 17 875 чиновников. Для сравнения, лишь число служащих в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти снизилось до 8 181 человек, "регионалов" стало больше — 4 452, число "муниципалов" тоже выросло — до 5 242 человек. Иными словами, фактически армия чиновников в Татарстане за один год не сократилась.

Но что еще характернее, согласно данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) Федеральной службы госстатистики, занимающихся деятельностью органов госуправления и местного самоуправления в Татарстане заметно больше — их в январе 2019 году насчитывалось 25,6 тысяч человек, и согласно Росстату, численность чиновников в РТ не падает, а растет в последнее время. Так, в январе 2018 года всего было в РТ 24 468,6 чиновников, через год — уже 25 590. То есть, вместо того, чтобы армию чиновников сократить на 5%, ее увеличили на те же 5%.

Руководитель пресс-службы президента Татарстана Лилия Галимова в ответ на запрос "Реального времени", заявила, что "в республике системно решается кадровый вопрос, в том числе путем ротации, для того, что бы качественно повысить работу". Однако в настоящий момент никаких документов, которые должны обеспечить исполнение новой кадровой реформы в Татарстане, нет, добавила она.

На зарплаты чиновникам уходит до 1 миллиарда рублей в год

Среднемесячная заработная плата гражданских служащих в государственных органах РФ в 2019 году составила 60,2 тыс. рублей. Самая высокая зарплата была у гражданских служащих в центральных аппаратах федеральных государственных органов — 140 тыс. рублей. На региональном уровне среднемесячная заработная плата гражданских служащих составила лишь 55,7 тыс. рублей, из нее в федеральных государственных органах — 49,9 тыс. рублей, в государственных органах субъектов Российской Федерации — 69,4 тыс. рублей. А среднемесячная заработная плата муниципальных служащих — была всего 45,5 тыс. рублей.

Если верить последним данным статистики, то в 2020 году зарплаты чиновникам отчасти сократили: так, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в органах госуправления и местного самоуправления на региональном уровне по России к 1 ноября составила 53,9 тысяч рублей — при этом, в Татарстане — 45,5 тысяч рублей (годом ранее — 43,4 тыс. Однако сам госаппарат к 1 ноябрю 2020 года "пожрал" из бюджета на свое функционирование — почти 6 млрд рублей (планировалось — что затраты за весь год должны были составить вообще 9 млрд рублей, но, видимо, пандемия и вынужденное социальное дистанцирование сократили расходы чиновников), из них 1 млрд рублей прямо пошел на зарплаты российских чиновников всех уровней. В 2018-2019 годах расходы на чиновников составляли до 7,8 млрд рублей ежегодно.

"Они размножаются": как вследствие кадровых реформ число полномочий выросло в 2,5 раза

Марат Галеев, депутат Госсовета РТ, член Комитета Госсовета Татарстана по экономике, инвестициям и предпринимательству, скептично относится к новой федеральной инициативе, и полагает, что сработала бы только такая реформа, которая была бы направлена на ликвидацию дублирующих друг друга федеральных и региональных полномочий, а не на сокращение штатной численности.

— Есть, скажем, наша структура, министерство — и параллельно существует похожая структура федеральная, контролирующего характера. Если бы их как-то можно было совместить, уже была бы польза и для федералов, и для республики, — предположил Галеев. — И тут надо смотреть шире. Периодически инициативы сокращения аппарата чиновников на 10% появляются, примерно раз в пять лет. Можно посмотреть, каков результат. В 2004-2005 году была затеяна так называемая "административная реформа" на федеральном уровне. Предполагалась трехуровневая система управления. Тогда впервые все государственные полномочия — Дмитрий Козак руководил этой работой — были вычислены, набралось 5,5 тысяч полномочий государственных (только на федеральном уровне!). Так вот сейчас по прошествии трех пятилеток этих государственных полномочий 13,5 тысяч! Они умножились в 2,5 раза! Вот результат той работы, когда каждые пять лет инициировались реформы по сокращению аппарата чиновников на 10%. Они размножаются. Бороться с этим надо не путем сокращения штатной численности, а путем ликвидации многих полномочий, и ликвидацией дублирования полномочий на федеральном и региональном уровнях.

"Даже в советское время такого не было"

Депутат также считает невозможным бороться с раздутым штатом чиновников путем сокращения фонда оплаты их труда, так как это стало бы "противоречить любому законодательству о госслужбе", в крайнем случае пришлось бы менять закон. Единственный продуктивный путь, уверяет Марат Галеев: "убирать многие государственные функции, когда идет речь об "огосударствлении" (ненужном) функций". Тем более, по словам депутата, в советские времена подобной проблемы не существовало:

— На федеральном уровне, как правило, функции контроля. Даже в советское время такого не было. В СССР все осуществлялось в одном ведомстве, общегосударственные и республиканские полномочия. Министерство финансов ТАССР, например, выполняло функции успешно, несмотря на существование параллельного министерства финансов СССР, выделявшего федеральные деньги. Потом все поделили, и возникла проблема неограниченного роста различных полномочий.