Правительство заплатит бизнесу за безработных

Правительство выделит Фонду социального страхования свыше 12 миллиардов рублей на субсидии работодателям для борьбы с безработицей и снятия напряженности на рынке труда. Компании будут получать выплату в размере трех минимальных размеров оплаты труда (38 376 рублей) за каждого нанятого безработного сотрудника.

Правительство заплатит бизнесу за безработных
© Свободная пресса

Об этом говорится в перечне предложений по внесению изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Там также сказано, что средства были перераспределены за счет уменьшения бюджетных ассигнований на социальные выплаты безработным гражданам из-за «уменьшения численности граждан, признанных в установленном порядке безработными».

По мнению премьер-министра Михаила Мишустина, такие меры позволят трудоустроить около 200 тысяч человек. Компании и индивидуальные предприниматели смогут получить субсидию от государства, если трудоустроят неработающих, которые на 1 января 2021 года состояли на учете в центрах занятости. Выплаты работодатели получат в несколько этапов. Первый платеж им после того, как новый сотрудник отработает месяц, затем — три и полгода.

Минэкономики ранее заявило о стабилизации ситуации с безработицей в России. По данным Росстата, в январе 2021 года число официально безработных сократилось до 5,8% от трудоспособного населения. Тем не менее, по оценкам экспертов, реальная безработица может превышать официальную более чем в два раза.

По мнению экспертов, предложенная правительством мера может улучшить ситуацию, однако несет и риски злоупотреблений. Завкафедрой финансового менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова Константин Ордов рассказывал «СП», что субсидии для работодателей не будут работать, как эффективная мера поддержки, так как на сегодняшний день рабочих мест больше, чем людей, официально ищущих работу.

«Если доплачивать работодателю за каждую «душу», чтобы он сделал что-то, чтобы к нему пришли люди, которые изначально этого не хотели, это может в моменте решить какие-то вопросы, но в среднесрочной и долгосрочной перспективе только исказит рынок труда и сделает более сложным его устойчивое существование», - считает эксперт.

Проректор Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук Александр Сафонов, напротив, считает, что эта субсидия поможет привлечь на рынок труда молодых работников и тех, кто уже давно не работает.

- Мы в Финансовом университете предлагали реализовать именно такую инициативу. Это не наше ноу-хау, а технология, которая была отработана в европейских странах еще лет 30 назад. Она касалась двух категорий граждан. Первая - молодые безработные без опыта работы, а вторая – лица, которые долгое время находились в состоянии безработных или не имели работы в силу семейных обстоятельств и, с точки зрения работодателя, утратили профессиональные навыки.

Как показала практика, работодатели крайне неохотно нанимают людей из этих категорий. Вероятность того, что они смогут найти работу, стремится к нулю. Работодатель сразу хочет от человека выполнения обязанностей на уровне, который является стандартным для предприятия. Но ожидать этого от человека без опыта работы или находившегося вне рынка труда, невозможно.

Единственный способ это исправить, который выдумала история, заключается в том, чтобы заинтересовать работодателя в найме таких людей. А заинтересовать их можно тем, что государство берет на себя расходы в части оплаты их труда. По сути это бесплатный труд для работодателя. Он почти не тратит денег на зарплату, зато вкладывается в повышение уровня компетенций этого человека. Работник же приобретает конкретные профессиональные навыки и, что немаловажно, запись в трудовой книжке, что человек был нанят. У него прерывается безработная история. Эффект такой меры доказан в разных странах.

«СП»: - Будет ли эта мера успешна и у нас и не вызовет ли она волну злоупотреблений со стороны работодателей? Можно ведь нанимать людей только ради выплаты, а потом увольнять и брать новых.

- Будет ли эта мера успешной, покажет время. Говорить о том, что это даст стопроцентно положительный эффект, сейчас никто не сможет. Возможны ли злоупотребления? Да, возможны. Как, например, возникали злоупотребления в случаях, когда безработным предлагали развивать малый бизнес. Сотрудники службы занятости предлагали людям регистрироваться, как безработным, и обращаться за помощью в организации малого бизнеса. Человек получал деньги, создавал некое фиктивное ООО и на этом вся бизнес-деятельность заканчивалась. Он делился деньгами с сотрудниками службы занятости и шел работать на то место, где работал и раньше.

Нельзя гарантировать, что в системе не найдется кто-то, кто будет пытаться заработать на этом деньги. Но это уже уголовная история, и это задача органов дознания и наказания приводить людей в чувства, если они захотят воспользоваться бюджетными деньгами не в благих целях.

«СП»: - Средства на выплаты бизнесу будут взяты путем перераспределения денег, которые раньше выплачивали самим безработным. Не рано ли отказываться от прямой поддержки людей или это подход «дать человеку удочку, а не рыбу»?

- Можно сказать и так. Нужно понять, что для нас важнее – чтобы человек оставался безработным и получал этот МРОТ, или все же получал эти деньги, работая. Проблема в том, что когда человек не работает, он теряет профессиональные навыки и мотивацию к трудоустройству. После этого вернуть его к работе крайне сложно. Если человек не работает полгода, для него нужны спецпрограммы по возвращению на рынок труда, которые стоят в полтора раза больше, чем обычные программы по трудоустройству. Поэтому важно не допустить скатывания людей в категорию профессиональных безработных.

Руководитель лаборатории проблем уровня и качества жизни населения Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, директор Научного центра экономики труда Российского экономического университета им. Плеханова Вячеслав Бобков полагает, что к решению вопроса безработицы нужно подходить намного более фундаментально. Но предложенный экономистами способ потребует от правительства огромных затрат, на которые оно вряд ли пойдет.

- При условии, что работодатели будут тратить эти средства на оплату труда, эта мера может помочь улучшить ситуацию на рынке труда. Но для того, чтобы кардинально решить многочисленные проблемы, этого недостаточно.

Мы в Российском экономическом университете предлагаем намного более радикальный вариант борьбы с безработицей. Наша модель состоит в том, чтобы из Фонда национального благосостояния выделить 2,3 триллиона рублей на год и из них выплачивать официально зарегистрированным безработным условный базовый доход в размере трех прожиточных минимумов в месяц. Это позволит поднять доходы средней семьи из трех человек до прожиточного минимума. Такие средства в ФНБ есть. Но, естественно, нужно предусмотреть целевое расходование этих денег.

«СП»: - Как это можно сделать?

- Мы предлагаем ввести карточки, которые будут учитывать не просто продовольствие, а минимальную потребительскую корзину. Мы разработали механизм отоваривания этих карточек, который не позволит расходовать средства на нецелевые траты. Если запустить этот механизм, возросший платежеспособный спрос со стороны домохозяйств за счет выданных средств позволит наполнить бюджет уже следующего года. Мы прикинули, что мультипликативный эффект достигнет двух с половиной раз.

«СП»: - Но 2,3 триллиона рублей – огромные средства. Окупятся ли такие субсидии или люди их просто «проедят»?

- Эти поступившие средства позволят не только вернуть часть денег в ФНБ, но и запустить механизм самовоспроизводства за счет роста платежеспособного спроса. Кроме того, это позволит безработным не идти на первую попавшуюся работу. У них будут средства и возможности для того, чтобы повысить свою квалификацию, переучиться и претендовать на более качественные должности. Конечно, условие поиска работы также должно быть обязательным для получения выплаты, в противном случае субсидии будут прекращены.

Все эти меры в совокупности, на наш взгляд, значительно оздоровят рынок труда, позволят снизить безработицу за счет продуктивной занятости и улучшить состояние экономики благодаря росту платежеспособного спроса.

Мы не отрицаем того, что делает правительство. Оно предлагает механизм субсидирования работодателей. Мы же предлагаем механизм субсидирования работников. Оба эти механизма можно сочетать.