Равенство отменяется: зачем нужны социальные пособия. Комментарий Семена Новопрудского

Счетная палата РФ для борьбы с бедностью предложила расширить программу социальных пособий, но главное — изменить принцип их выплаты: начислять такие пособия исходя из дефицита доходов семей в целом. Как сообщил на заседании комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам председатель СП Алексей Кудрин, разработанные предложения уже направлены на рассмотрение правительства.

Равенство отменяется: зачем нужны социальные пособия. Комментарий Семена Новопрудского
© BFM.RU

Пособие по уходу за ребенком до полутора лет, например, сейчас начисляется по такой логике, что больше денег, наоборот, получают те, кто богаче, а не те, кто беднее. По общему правилу мать получает 40% от среднего заработка. В результате с 1 февраля 2021 года минимальный размер пособия по уходу за первым, вторым и последующими детьми составляет 7082 рубля 85 копеек (попробуйте уложить в эту сумму ежемесячные траты на малыша в возрасте до полутора лет), а максимальный размер пособия по уходу с 1 января 2021 года — 29 600 рублей 48 копеек. Только максимальное пособие получают те, кто богаче, а не те, кто живет на доходы ниже прожиточного минимума.

Идея Счетной палаты состоит в том, чтобы пособия, в том числе и семьям без маленьких детей, платились в таком размере, чтобы доводить доход домохозяйства на человека хотя бы до уровня официального прожиточного минимума. Смысл социальных пособий не в искусственном равенстве, не в привязке к доле от средней зарплаты, а в том, чтобы помогать беднейшим слоям населения преодолеть хотя бы официальный порог нищеты.

Разумеется, такая система выплаты пособий потребует от государства гораздо более тонкой настройки системы социальной помощи и гораздо более точных знаний о реальных доходах населения. Конечно, вряд ли на такие пособия смогут рассчитывать находящиеся в теневой части рынка труда. Но все равно пособия должны стать инструментом «управления бедностью», а не формальным подарком государства по случаю рождения ребенка.

Количество бедных в России все последние годы растет даже по официальным данным. При этом сама Счетная палата приводила данные, согласно которым с 2014 по 2018 годы в России каждый пятый малоимущий вообще не получал никаких социальных выплат от государства.

Есть сформулированная указом президента официальная национальная цель снизить бедность в России два раза, с 13,3% до 6,6%. Сначала предполагалось, что эта цель будет достигнута в 2024 году. В 2020 году на фоне падения доходов из-за пандемии срок достижения этой цели перенесли на 2030 год. Обязанность государства обеспечивать всех людей доходами не ниже прожиточного минимума теперь прописана и в обновленной конституции. Вот она, вполне четкая и конкретная цель работы правительства. Если она будет достигнута раньше, чем к 2030 году, — честь и хвала государству. Это тот случай, когда перевыполнить план будет правильно во всех смыслах.

Правильно настроенная система социальных пособий, которые должны получать прежде всего беднейшие россияне и в такой сумме, чтобы как минимум перестать жить ниже прожиточного минимума, — важнейший элемент борьбы с бедностью. Особое внимание при выплате социальных пособий надо уделять также нетрудоспособному населению. При этом, очевидно, есть значительная часть населения, которой явно не нужны никакие социальные пособия. И у государства есть все основания не тратить эти деньги на выплаты тем, кто в них не нуждается.

Социальные пособия в России должны стать адресным способом поддержки бедных, а не безадресным способом игры государства в абстрактную «заботу о гражданах».