«Закон о занятости, принятый в 1991 году, требовал новой редакции»: Светлана Бессараб о корректировках

Изменения в разделе «Охрана труда». Светлана Викторовна, какой ключевой аспект обсуждался на рабочей группе? – Обсуждение законопроекта проходит на протяжении длительного времени с участием всех сторон социального партнерства. Инициатива была рассмотрена на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Большая работа проведена на площадке рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере трудовых отношений и охраны труда. От регионов, от депутатов, работодателей и профсоюзов поступило множество предложений, из которых свыше 89 вошли в таблицу поправок к рассмотрению. Безусловно, для нас ключевыми при обсуждении законопроекта были нормы, затрагивающие напрямую интересы работников. Вопросы, по которым члены рабочей группы не находят сразу однозначного решения, ставятся на повторное аргументированное обсуждение. И сегодня реально необходимо отстаивать интересы работников, поскольку предложения, проступающие от работодателей, на наш взгляд, нарушают права работников и могут повлиять на получение дополнительных гарантий, дополнительных отпусков для тех работников, которые трудятся на вредных или опасных производствах. Так, например, предлагается при использовании средств индивидуальной защиты, предоставленных работодателем, считать условия труда соответствующими нормальным. Профсоюзная сторона и депутаты Госдумы возражают против такого подхода. Теоретически, когда пожарный надевает, например, защитный костюм и шлем, это не делает условия его труда нормальными. Это говорит только о том, что работник обеспечен средствами индивидуальной защиты. Приходится напоминать работодателям и о том, что работник не обязан самостоятельно исправлять неработающие устройства и механизмы. Он не должен налаживать работу станка, так как без специальных навыков и подготовки такая самодеятельность опасна. Именно по причине того, что работник самостоятельно пытается остановить конвейерную линию, влезть вовнутрь и посмотреть, что там не работает, мы часто сталкиваемся с несчастными случаями на производстве, тяжелыми травмами, которые приводят и к потере здоровья, и к угрозе жизни работников. На наш взгляд, достаточно в таком случае оповестить работодателя и приостановить работу на неисправном механизме. Это такие нюансы, которые достаточно сложно понять неподготовленному специалисту, но они все требуют серьезного подхода, потому что глава Трудового кодекса «Охрана труда» меняется кардинально. Предложенным проектом меняется сам подход к управлению безопасностью и охраной труда. Главная задача принять те поправки, которые защитят права работников на безопасный труд и в тоже время позволят обеспечить техническое перевооружение, модернизацию рабочих мест и производства с соблюдением всех норм охраны труда, сохранив при этом в полном объеме все компенсационные выплаты и льготы, связанные с вредными и опасными производственными факторами. Сегодня рассматривается еще один значимый в сфере трудовых отношений законопроект. Это законопроект, который вносит поправки в федеральный Закон о занятости. Каких изменений ждать? – Закон о занятости, принятый еще в 1991 году, давно требовал новой редакции, которая будет отвечать новым реалиям и воплотит в жизнь реформу, давно назревшую в сфере трудовых отношений. Предусматриваются изменения, направленные на развитие механизма взаимодействия работодателей, граждан и органов службы занятости, оказание госуслуг в области содействия занятости в электронном формате. Создание единой цифровой платформы «Работа в России» с общероссийской базой вакансий позволит сформировать общий для всей страны рынок труда, расширит возможности трудоустройства для граждан, а для работодателей упростит поиск персонала. Значительно сократится количество документов, которые придется подавать безработным, а при желании им помогут стать самозанятыми. Будет применяться персонализированный, адресный подход к поиску вакансии для соискателя, при организации процесса переобучения, повышения квалификации с учетом его реальных потребностей и в зависимости от мотивации к трудоустройству. Помимо этого, внесенными поправками предлагается уточнить условия социальных выплат, сделать более конкретными периоды выплат пособий по безработице и стипендий для отдельных категорий безработных. Безработные, самозанятые, индивидуальные предприниматели смогут рассчитывать на определенную поддержку со стороны служб занятости, получить финансовую помощь на основании социального контракта для открытия собственного бизнеса. Социальный контракт – это возможность получить деньги от государства? На кого он рассчитан и как его заключить? – Социальный контракт - это особая мера социальной поддержки государством граждан и семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Цель такого контракта – не содержать человека за счет государства, а помочь ему реализовать свои возможности, чтобы он сам мог себя обеспечивать в дальнейшем. Заключается социальный контракт между органом исполнительной власти и гражданином. В рамках соцконтракта оказывается помощь в составлении бизнес-плана, осуществляется консультирование. Гражданина постоянно ведут и поддерживают, помогают, в том числе и в приобретении оборудования, по информационному обеспечению. Можно заключить социальный контракт и на переобучение, повышение квалификации или получение новой профессии, если человек остался без работы, а вакансий по его специальности нет, или когда есть другие вакансии, однако у безработного отсутствует соответствующее профильное образование для трудоустройства. Государство обязуется оплатить такое переобучение гражданину, а гражданин, в свою очередь, после прохождения переобучения, обязуется устроиться на работу по новой специальности. Конечно, если кто-нибудь, заключив такой социальный контракт, предпочитает его не выполнять, – деньги придется вернуть. Проблема состоит в том, что большинство даже не подозревают о существовании в России системы социальных контрактов, в соответствии с которыми можно получить господдержку в виде единовременных, ежемесячных выплат от государства на открытие собственного дела, получение образования, переобучения, открытие личного подсобного хозяйства. О том, что граждане мало об этом осведомлены, говорит тот факт, что в 2020 году только 85 тысяч человек получили выплаты на основании социального контракта. К тому же проект заработал в пилотном режиме только в 21 регионе. Я обратил внимание, что суть внесенных изменений в Закон о занятости приведет к тому, что работу будут получать, прежде всего, жители России, а не приезжие. Только недавно говорили о нехватке рабочих рук из-за пандемии и закрытия границ и сможем ли мы обойтись без мигрантов? Об этом заявляли и фермеры из Волгоградской области, когда у них возникли проблемы с работниками для сельского хозяйства и строительства. Не будут ли нарушены права людей, которые официально приехали работать в Россию? – Законопроект о занятости населения предполагает предоставить свободный выбор и возможность трудоустройства всем гражданам, вне зависимости от того где они проживают, а главное, придать мобильность трудовым ресурсам – это залог восстановления и развития экономики. Ранее гражданин соседнего региона, например, из Ростовской области не знал, что требуется работник его специальности на селе в Волгоградской области, а может быть он захотел бы приехать и трудоустроиться, но не имел такой возможности. Пригласить работодателю иностранную рабочую силу – это самое простое, что можно сделать. Если говорить о поправках к закону о занятости, то изменения и улучшения должны быть направлены, в первую очередь, на граждан России. Профсоюзная позиция такова: российские граждане должны иметь приоритет при трудоустройстве. Вместе с тем, профсоюзы настаивают на том, чтобы при найме иностранной силы соблюдались все нормы трудового законодательства, но заработная плата для иностранных работников устанавливалась не ниже среднеотраслевого регионального уровня. Это исключит возможность привлечения иностранных работников низкой квалификации на низкую зарплату. В Краснодарском крае такая норма принята и действует. Конечно, работодателям удобно сокращать издержки за счет экономии на зарплате и социальных обязательствах, но инновационную экономику с армией неквалифицированное рабочей силы не создать. Мобильность – это хорошо. Но у нас есть и так регионы, где идет глобальный отток. То есть если мы сейчас дополнительно катализируем, условно Краснодарский край и Ростовскую область, то та же самая Волгоградская область вообще останется без каких-либо кадров. Не усилит ли это внутреннюю миграцию, которая не всегда хорошо сказывается на регионах? Ведь специалисты уезжают в поисках большего дохода. – Да, как показала пандемия, не только в Ростовской и Волгоградской области произошли изменения на рынке труда. Краснодарский край, например, тоже потерял врачей, которые с удовольствием поехали трудиться в Москву, безусловно, в расчете на более высокую оплату. Сегодня правительство России занимается вопросами урегулирования соотношения заработных плат. После упразднения тарифных сеток, окладов, действующих во времена Советского союза, каждый регион устанавливал самостоятельно минимальный размер оплаты труда, минимальный оклад, минимальную тарифную ставку. Из-за этого разница в зарплате, допустим, учителя или врача в разных регионах значительно отличалась. В организациях, финансируемых из федерального, региональных и местных бюджетов, наблюдается серьезный разрыв между трудовым вознаграждением руководства и рядовых работников. Чтобы устранить это, в настоящее время принимаются меры по выравниванию зарплат работников бюджетной сферы. С 20 ноября 2020 года в России действует обновленная редакция Трудового кодекса. Внесенные в него поправки усиливают роль правительства РФ в формировании системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, что должно устранить необоснованную разницу в оплате работников, занятых в разных регионах на сопоставимых должностях. Но и, конечно, многое зависит от органов исполнительной власти субъектов. Если не привлекать инвесторов, не создавать рабочие места, то завтра люди будут уезжать из таких регионов и населенных пунктов. Конечно, чтобы достойно трудился и работал регион, необходимы усилия. Именно бюджетное наполнение. Госудума сделала достаточно много для поддержки регионов и их бюджетов. Так, дотационным регионам пытаются помочь дополнительными бюджетными вливаниями. В настоящее время обсуждаются предложения о пересмотре бюджетирования. Предоставленные регионам дополнительные полномочия, подкрепленные именно бюджетными средствами, грантовая поддержка, софинансирование и субсидирование развития всех отраслей экономики и реализация национальных проектов направлены на устранение разницы в доходах населения. Что планируется принять в ближайшее время? Тут не так много времени до окончания сессии. – Мы надеемся, что успеем принять закон о занятости. А, например, закон о кадровом электронном документообороте, скорее всего, не будем рассматривать в этом созыве. Но оставим для следующих парламентариев свои наработки, которые сегодня в ходе эксперимента дают определенные результаты, наши предложения будут включены в соответствующее постановление Госдумы. А когда мы почувствуем разницу от нововедений? И второе, сколько это все стоит? Любые изменения так или иначе могут повлечь дополнительную нагрузку. – Сколько будет стоить модернизация инфраструктуры занятости я затрудняюсь сейчас сказать, но это, безусловно, сэкономит бюджетные средства, если смотреть в целом по России. Представьте себе ситуацию, когда до развития портала «Работа в России» у нас у каждого субъекта было свое программное обеспечение, была своя цифровая платформа, которая обеспечивала прием, обработку заявлений о постановке на учет в качестве безработных, о предоставлении государственной поддержки, пособий, база вакансий и т.д. Все это требовало развития, некоторые регионы и по два раза программное обеспечение закупали. Сегодня, когда создается единая цифровая платформа и у каждого региона есть возможность на ней работать, в выигрыше будут не только субъекты РФ, но и работодатели, когда смогут вести весь кадровый документооборот на этой платформе. Во многом выиграют и работники, которым достаточно будет завести личный кабинет и теоретически все записи в трудовой, не зависимо от перехода от одного работодателя к другому, будут сохраняться. Тогда получается снизится количество чиновников, следящих за всеми этими процессами? – Какая проблема существует? В отдельных регионах для получения 12 государственных услуг по поиску работы необходимо заполнить 12 объемных форм и, если гражданин приходит лично на прием со всем ворохом документов и ему положено 30 минут, то 25 из них затрачивается на оформление документов, и только 5 мин отводится на поиск подходящей работы. Мы пытаемся сделать так, чтобы на заполнение документов уходило всего 5 мин, а 25 мин уделялось непосредственно человеку, чтобы выяснить его возможности, потребности, подобрать подходящую вакансию или предложить повышение квалификации. Мы должны поменять не только свое отношение к документообороту, но и непосредственно к качеству оказания услуг в содействии занятости. Фото: личный архив Светлана Бессараб

«Закон о занятости, принятый в 1991 году, требовал новой редакции»: Светлана Бессараб о корректировках
© РИА "ФедералПресс"