Регионам добавят ликвидности

«В 2021 году регионы смогут взять новые бюджетные кредиты на пополнение остатков только после возвращения бюджетных кредитов, предоставленных дополнительно для погашения кредитов на пополнение остатков 2020 года, – говорится в сообщении Минфина. – Бюджетные кредиты 2021 года будут предоставляться с условием, что полученные средства регионы направят на погашение кредитов, выданных в конце 2020 года. Также временно до конца 2021 года будет приостановлено правило предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков в части предельной величины государственного внутреннего долга».

Регионам добавят ликвидности
© Финансовая газета

Предложенные Минфином меры поддержки, безусловно, значимы для регионов, но, как считают эксперты, эти меры не позволят субъектам сократить свои долговые обязательства. «Необходимо понимать, что речь идет о кредитах на поддержание ликвидности кассы, а не на устранение кассового разрыва, как это было в 2017-2018 годах», – пояснил старший научный сотрудник Лаборатории исследований бюджетной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Дерюгин. Таким образом, займы, по его словам, берутся регионами не для финансирования дефицита бюджета, а на ликвидацию временных кассовых разрывов внутри финансового года. Хотя с учетом предоставленных Минфином послаблений де-факто получается, что бюджетные кредиты в текущем варианте – переходные, и скорее играют роль финансирования дефицита, при том что изначально они предоставляются на обеспечение ликвидности бюджета».

Возможность получить новый бюджетный кредит поможет регионам сэкономить на рыночных процентах, избавив их от необходимости обращаться в банки. Но проблема в том, что Минфин не уточняет, на какой срок будут выдаваться новые кредиты, и как долго будет действовать это послабление. По мнению старшего аналитика группы региональных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Ильи Цыпкина, если будут использоваться краткосрочные кредиты Управления Федерального казначейства, которые необходимо погасить до 15 декабря, то в конце года проблема рефинансирования вновь возникнет у всех субъектов, которые воспользуются этой мерой.

Столь же неоднозначно выглядит и вторая мера поддержки, которая направлена на финансирование субъектами утвержденных расходов. Если Минфин не уточнит параметры ее использования, то регионы рискуют нарушить бюджетное законодательство в следующем году. В АКРА считают, что до конца 2021 года субъекты могут получить бюджетные кредиты, даже если предельная величина их долга будет выше указанной в Бюджетном кодексе. В результате регионы смогут финансировать свои социальные обязательства или рефинансировать бюджетные кредиты, полученные в конце 2020 года. Однако эта мера поддержки действует только до конца 2021 года, и поэтому не ясно, как субъекты будут справляться со своей долговой нагрузкой в 2022 году, когда закончится срок действия поддержки. Это может привести ряд субъектов к нарушению бюджетного законодательства.

Несмотря на свою неоднозначность, главное в такого рода мерах – своевременность и определенность. Теперь региональные правительства знают, что от них ждет федеральный центр, и, исходя из этого, могут выстраивать свою бюджетную политику. «Поскольку у регионов еще есть время до наступления срока погашения полугодовых кредитов, сейчас они не будут предпринимать действия по их досрочному погашению – ведь это дешевые кредиты, а любое рефинансирование будет стоить дороже для бюджета субъекта, – отмечает старший директор по корпоративным и суверенным рейтингам «Эксперт РА» Гульназ Галиева. Она считает, что принятые правительством меры позволят сэкономить на расходах на обслуживании долга в текущем году. А приостановление на 2021 год требования о предельной величине государственного долга для получения казначейских кредитов позволит субъектам исполнить возложенные на них социальные обязательства, в том числе, за счет привлечения бюджетных кредитов.

Выбраться из долговой ямы эти меры не помогут, так как бюджетные кредиты можно будет брать под рефинансирование ранее взятых бюджетных кредитов, но не под рефинансирование банковского или рыночного долга, подчеркивает Гульназ Галиева.

«Безусловно, смягчения внутри текущего года – существенное послабление для регионов, – уверен Александр Дерюгин. – Однако бюджетные кредиты не влияют на сбалансированность региональных бюджетов. На них по итогам года повлияют решения по дополнительной финансовой помощи, поскольку в отличие от займов она является безвозвратной».

Но у региональных правительств есть и собственные возможности повысить устойчивость своих бюджетов. Например, субъекты с низким уровнем кредитного риска могут воспользоваться долгосрочными рыночными заимствованиями. В АКРА считают, что в текущих условиях низких ставок облигационные займы позволят этим субъектам сформировать комфортный график погашения долга, избавив их от рисков рефинансирования во время пандемии и сопутствующего роста расходов. А регионы с высоким уровнем кредитного риска могут продлить сроки погашения бюджетных кредитов для рефинансирования кредитов на пополнение остатков, выданных в конце 2020 года.

Не стоит забывать и о том, что предложенные Минфином меры поддержки не единственные. Как отмечают в «Эксперт РА», субъекты, решившие участвовать в предлагаемой программе реструктуризации бюджетных кредитов, должны будут вкладывать высвобождаемые средства в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов. Кроме того, регионам будет частично списана задолженность в объеме фактических поступлений налоговых доходов от реализованных новых инвестиционных проектов.

При этом в АКРА обращают внимание, что будет полезным и смещение акцента в вопросах поддержки региональных бюджетов с выпадающих доходов на рост расходов. Ведь привязка объема безвозмездной помощи к увеличению расходов позволит обеспечить исполнение социальных обязательства в наиболее нуждающихся субъектах.