Кредитный рейтинг подскажет, кому и сполько

Все бюро кредитных историй (БКИ) должны будут использовать единообразные подходы к расчёту кредитных рейтингов граждан, а также объяснять значение этого показателя. Так решили в Центральном банке (ЦБ). «Парламентская газета» с помощью экспертов разбиралась, как изменится жизнь заёмщиков и позволят ли новшества бороться с закредитованностью россиян.

Кредитный рейтинг подскажет, кому и сполько
© Парламентская газета

Рейтинг как защита

Кредитная история гражданина начинает формироваться при первом обращении в банк или другую финансовую организацию с целью получить займа. В дальнейшем в неё будут заглядывать каждый раз, как вы решите снова обратиться за кредитом. Если банки легко дают вам деньги, можно считать, что история у вас хорошая. Но если вы собираетесь взять важный займ и хотите оценить свои шансы, полезно заглянуть в кредитную историю. Информацию можно бесплатно запрашивать два раза в год. Узнать, в каком БКИ хранятся ваши данные, можно на портале госуслуг.

Банк России решил ввести единую шкалу индивидуальных кредитных рейтингов граждан в диапазоне от 1 до 999 и установить единообразные подходы к их расчёту разными БКИ. Чем выше рейтинг, тем ниже оценивается кредитный риск заёмщика.

Рейтинг позволяет заёмщику оценить шансы на кредит, а банку — провести экспресс-оценку кредитоспособности гражданина, объяснили «Парламентской газете» в Объединённом кредитном бюро (ОКБ).

«Проблема, которую пытается решить ЦБ, заключается в том, что заёмщик, обратившись в разные БКИ, получит в каждом из них разную оценку своей кредитной истории. Сравнить полученные данные он не сможет, поскольку каждое бюро имеет разные методологии, включая шкалы, а также разные данные», — сказал гендиректор ОКБ Артур Александрович.

Первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин назвал инициативу Центробанка не только шагом навстречу гражданам, но и серьёзным продвижением в деле борьбы с недобросовестными заёмщиками. По его словам, в России тридцать формируется банковская система, но белых пятен, от которых нужно избавляться, в её работе всё ещё предостаточно.

«Прозрачность процедуры оценки заёмщика и единая информационная система позволят снизить риски мошенничества на кредитном рынке, — отметил Рябухин в комментарии «Парламентской газете». — Сегодня немало тех, кто пытается уйти от оплаты долга по кредиту, проще говоря, своровать. Набирают кредиты в разных банках, пользуясь прорехами в системе. Совершенствование законодательства направлено на то, чтобы этого не допускать».

Что может снизить рейтинг?

С прошлого года в России формируются квалифицированные бюро кредитных историй. Они определяют сумму долговой нагрузки, собирая информацию со всех БКИ для гражданина, по которому идёт запрос. Один из авторов закона, председатель Комитета Госдумы по финрынкам Анатолий Аксаков отметил, что инициатива Центробанка — это продолжение работы по модернизации формирования кредитных историй.

«Квалифицированные БКИ предоставляют наиболее полную и объективную информацию. Таким образом, определяется фактическая закредитованность заёмщика. Если платежи по всем кредитам превышают половину месячного дохода гражданина, то встаёт вопрос о его избыточной закредитованности», — сказал Аксаков «Парламентской газете».

С 1 января 2022 года, когда предлагаемые Центробанком изменения вступят в силу, при просмотре своей кредитной истории потребитель будет видеть не только свой рейтинг, но и информацию о факторах, которые повлияли на оценку. Среди них наличие просроченной задолженности, наличие и величина постоянного дохода, обороты и остатки по счетам в банках, семейное положение, наличие или отсутствие детей, судимости, владение объектами недвижимости и другое.

«Каждый из этих факторов будет иметь вес, в результате гражданин увидит, что же повлияло на его кредитную историю, и поймёт, есть ли необходимость исправить свой рейтинг», — прокомментировал председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финрынкам Анатолий Артамонов.

По его мнению, раскрытие весовых коэффициентов, оказавших влияние на итоговый балл кредитного рейтинга, повысит информированность заёмщиков и их финансовую грамотность.

Охлаждение заёмщика

Закредитованность населения эксперты финансового рынка называют серьёзной проблемой. В России растут все виды кредитования. Так, по данным Объединённого кредитного бюро, в апреле был установлен рекорд выдачи кредитов наличными за всю историю российского банковского сектора. В прошлом в этом сегменте банки выдали 1,67 миллиона кредитов, что в 2,7 раза больше, чем в апреле прошлого года. За первые четыре месяца года россияне получили 5,7 миллиона кредитов наличными — на 30 процентов больше, чем в аналогичный период прошлого года.

Нередки ситуации, когда граждане берут очередной кредит, чтобы покрыть расходы на оплату предыдущего, и так попадают в долговую кабалу. Случается и так, что люди занимают у банка под влиянием не только жизненных обстоятельств, но и эмоциональных факторов, импульсивно. Для таких существует «период охлаждения»: в течение двух недель человек может отказаться от кредита и на него не должны распространяться никакие санкции.

«Эта норма уже работает, но многие о ней не знают, но, даже и зная, идут на то, чтобы повысить свою закредитованность, — констатирует председатель Комитета Госдумы по финрынкам Анатолий Аксаков. — Для того чтобы оградить от этого людей, мы постоянно работаем над модернизацией формирования кредитных историй».

На днях Аксаков, а также сенаторы Николай Журавлёв и Мухарбий Ульбашев внесли в Госдуму законопроект, которым предлагается аннулировать лишь те кредитные истории, где одновременно отсутствуют записи о каких-либо действиях и информация об отказах в заключении договоров. Таким образом, БКИ смогут накапливать больше информации, характеризующей своевременность исполнения заёмщиками своих обязательств по кредитам.

Но даже наличие высокого рейтинга и хорошей кредитной истории не гарантируют положительного решения по кредиту. Сейчас банки не обязаны использовать эти показатели, чаще они полагаются на собственные оценки кредитоспособности гражданина. В Национальном платёжном совете считают, что ситуация в ближайшее время может поменяться.

«ЦБ предлагает инфраструктурное решение, которое позволит банкам снизить издержки на проведение оценки потенциального заёмщика. Оценив его удобство и эффективность, кредитные организации будут всё активнее его использовать», — сказала «Парламентской газете» председатель правления совета Алма Обаева.