Гонка за лидерством: зачем Сберу «Ренессанс пенсии»

АО «НПФ Сбербанка» 1 июня достигло соглашения о приобретении 100% акций АО НПФ «Ренессанс пенсии», сообщили «Финансовой газете» источники на финансовом рынке. Сделка будет закрыта после получения одобрений регулятора. Ожидается, что это произойдет в течение года. До этого момента приобретаемый НПФ сохранит название и останется независимым юрлицом.

Гонка за лидерством: зачем Сберу «Ренессанс пенсии»
© Финансовая газета

«Ренессанс пенсии» был основан в 2002 году. Клиентами фонда являются около 200 компаний (у «Сбера» – 800), в том числе, крупные международные холдинги. В пенсионных программах фонда участвуют более 42 тысяч клиентов. Объем активов фонда составляет 24,5 млрд рублей.

У НПФ Сбербанка было столько причин для покупки «Ренессанс пенсии», что невольно возникает ощущение некой предопределенности свыше. Это и общая тенденция к консолидации пенсионного сегмента, и необходимость укрепления рыночных позиций, и взятый курс на развитие накопительного пенсионного обеспечения (НПО). Есть и другие мотивы.

Ранее в НПФ Сбербанка неоднократно заявляли, что компании проще и выгоднее самостоятельно привлекать клиентов, чем поглощать другие НПФ с их клиентами, дескать, в этом и состоит рыночная стратегия фонда.

Напрашивается вывод, что нынешняя покупка отражает стремление НПФ Сбербанка укрепить лидерские позиции на фоне впечатляющего роста своего главного конкурента – ГК «Регион», который недавно приобрел уже восьмой по счету негосударственный пенсионный фонд – НПФ «Оборонно-промышленный фонд им. В.В. Ливанова». Такое объяснение мотивов сделки – первое, что приходит на ум многим экспертам.

Впрочем, есть и другие мнения. Например, Евгений Якушев, заведующий лабораторией развития пенсионной системы Института социальной политики НИУ ВШЭ, считает, что сделка как раз вписывается в стратегию НПФ Сбербанка, причем он называет эту стратегию «новой». В соответствии с новым курсом НПФ Сбербанка развивает корпоративные и индивидуальные программы НПО. Таким образом, подчеркивает Якушев, приобретение «Ренессанс пенсии» позволит НПФ Сбербанка дополнительно укрепить свои позиции в сегменте – «увеличить портфель пенсионных резервов и стать еще более заметным игроком на рынке НПО».

Что же касается продавца – группы «Спутник», то, как напоминает эксперт, она управляет более рентабельным страховым бизнесом, попутно избавляясь от непрофильных активов: «ранее группа продала НПФ «Ренессанс жизнь и пенсии», теперь же настала очередь НПФ «Ренессанс пенсии», что свидетельствует о концентрации интереса на страховом сегменте». 

С другой стороны, нельзя не отметить, что рассматриваемая сделка лишний раз напоминает о тенденции к консолидации активов в российском пенсионном секторе, которая наметилась уже более пяти лет назад. «Все движется к тому, что в России в скором времени останется не более 20 пенсионных групп, – считает Александр Баранов, член совета директоров Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер агентов и депозитариев (ПАРТАД). – И вполне вероятно, что и на этом консолидация не завершится – многое будет зависеть от дальнейшего реформирования российской пенсионной системы. Могут возникнуть дополнительные нюансы, в том числе, в части дальнейшей концентрации активов в пенсионной индустрии».

В то же время Баранов вскользь упоминает и такую ныне наблюдаемую тенденцию, как «огосударствление пенсионного сектора, когда НПФ прямо или косвенно попадают под контроль групп, близких к государству». Очень может быть, что это один из тех нюансов, которые, как ожидается, будут все отчетливее проявляться в ходе дальнейшего реформирования пенсионной системы.

Младший директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний агентства «Эксперт РА» Артем Афонин идет в своих прогнозах еще дальше. На его взгляд, при сохранении текущей тенденции в обозримом будущем на рынке НПФ останутся лишь три-пять крупных игроков. «Тенденция к консолидации рынка возникла в ответ на возрастающую регуляторную нагрузку на НПФ, а также на отсутствие новых источников органического роста на фоне «заморозки» пенсионных накоплений, – объясняет представитель «Эксперт РА». – Определенные надежды возлагались на реформирование пенсионной отрасли, но процесс по различным причинам затягивается, и сейчас мы наблюдаем новый виток консолидации».

При этом уже цитировавшийся выше Евгений Якушев из ВШЭ называет нынешнюю ситуацию в секторе НПФ стагнацией, которая, по его мнению, стала «следствием действий, а точнее, бездействия Правительства РФ».

«Банк России и Минтруд, выступающие надзорными и регулирующими органами, с 2012 года не могут сформулировать дальнейшую стратегию развития системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации и определить роль негосударственных пенсионных фондов, – утверждает Якушев. – В результате утраты целевых ориентиров НПФ преимущественно обслуживают действующих клиентов и стремятся снизить свои издержки, что приводит к постепенной консолидации сектора вокруг крупнейших финансово-промышленных групп».

При этом президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов считает консолидацию сектора объективным процессом. «По мере роста требований законодательства к надежности фондов увеличиваются расходы НПФ на обеспечение этой надежности, – констатирует глава НАПФ. – И чем их больше, тем сложнее выживать мелким и средним фондам. Но на эффективность работы НПФ процесс консолидации никакого негативного влияния не оказывает».