Как победить браконьерство в России? Ответ дальневосточного чиновника

В интернете идет бурное обсуждение ситуации с магаданским депутатом Александром Крамаренко, который подозревается в браконьерстве на Чукотке. Daily Storm выяснил подробности дела у представителей Минприроды Магаданской области. Олег Солдатов, замруководителя отдела надзора, охраны и использования объектов животного мира ведомства, рассказал о возможных итогах расследования охотничьих успехов Крамаренко, о проблемах дальневосточных охотоведов и предложил реформировать законы по получению охотничьих билетов и разрешений на оружие, чтобы как-то обуздать браконьеров.

Как победить браконьерство в России? Ответ дальневосточного чиновника
© Daily Storm

После того как в соцсети попала фотография охотника, позирующего на фоне надписи «Чукотка 2021», выложенной на снегу из десятков птичьих тушек, губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин поручил провести расследование. «Новой газете» удалось опознать на фото депутата Магаданской областной думы Александра Крамаренко. Однако сам Крамаренко заявил, что на фото не он, а снимок с таким количеством туш сделан с помощью фотошопа. И охотился он в большой группе людей.

Позднее СМИ удалось получить развернутый ответ депутата. Он все же признал себя на фотографии и заявил, что охотился на Чукотке, но исключительно в рамках закона и в строго установленные для охоты сроки. Добыв указанное в разрешении количество птиц, Крамаренко, по его словам, добавил к ним муляжи тушек, которые специально взял с собой для удачной фотографии. 

Совместную проверку после скандала провели сотрудники управления МВД по Чукотскому АО и специалисты управления охраны и использования животного мира чукотского окружного департамента природных ресурсов и экологии. По данным полиции, Крамаренко прилетел в регион в компании из пяти-шести человек. При этом гости охотились в разных местах. Размещенные в соцсетях фотографии были сделаны в районе Третьей речки примерно в 60 километрах от Анадыря.

В Департаменте природных ресурсов и экологии Чукотского АО заявляют, что общий ущерб от добычи 178 гусей составляет где-то 712 тысяч рублей. Следователи изучают признаки состава преступления по 258 статье УК РФ «Незаконная охота». 

В магаданском отделении «Единой России», как только история стала широко обсуждаться в СМИ, сообщили, что членство Крамаренко в партии было временно приостановлено до выяснения обстоятельств происшествия и соответствующего вердикта со стороны правоохранительных органов.

Олег Солдатов, замруководителя отдела надзора, охраны и использования объектов животного мира Минприроды Магаданской области, поделился с Daily Storm подробностями дела и своим мнением. 

«Я бы на его месте собирал охотников, чтобы доказать, что данная охота была коллективная. Исходя из того количества, которое было на фото, это порядка 40 человек. Тушек на месте не нашли, только обрезки крыльев, которые охотник обрезает и в транспортировку не берет. По обрезкам крыльев определяют видовой состав дичи. И уже из этого будет дальше складываться все. На Чукотке добыча в сутки — пять уток и один гусь на человека. Но гусей не более пяти штук за весь сезон охоты», — объясняет Солдатов.

Из-за отсутствия видеосъемки и факта фиксации непосредственного места охоты на уток депутат Крамаренко, скорее всего, избежит наказания, полагает Солдатов. Единственное важное доказательство в этом деле — появление фотографии с дичью в соцсетях 10 мая, когда охотничий сезон в Чукотском АО открылся только 15 мая. 

«Максимальная доказательная база — это если только на месте все (зафиксировано). По фотографиям в соцсетях — возможно. Я не исключаю, что это дело громкое, поэтому его доведут до конца. Но в общей массе [добиваться наказания для браконьеров нужно] с максимальной доказательной базой, потому что судьи очень щепетильно относятся к запятым, к ошибкам и прочему», — описывает охотовед сложность борьбы с любителями незаконной охоты. 

Контролировать обширные территории и защищать животных от браконьеров крайне трудно силами нескольких инспекторов, которые к тому же недостаточно хорошо обеспечены техникой и экипировкой.

«На сегодняшний день в Магаданской области у нас штат инспекторского состава вместе с руководителем и всеми-всеми составляет 16 человек, а у нас девять муниципальных образований. А по желанию президента, которое было вроде в 2016 году, он попросил чтобы на каждое муниципальное образование было не менее трех инспекторов. То есть у нас штат сейчас вдвое меньше, чем нужно. И, опять же, техника... Снегоходы у нас 2014 года, 2009 года и 2008 года выпуска. И это влияет на наши оперативные действия», — рассказывает Солдатов. 

Поскольку часть полномочий спустили «вниз» на местные надзорные органы, возникло множество проблем с финансированием. «В плане зарплаты нам, конечно, доплачивают. Есть федеральная субвенция в зарплате именно на сотрудников госнадзора и есть субвенция областная. Именно поэтому у нас нет текучки. Но проблему это не решило. Потому что областные бюджеты не такие раздутые, чтобы содержать и закупать технику. По аналогии — есть Росрыболовство. Им федеральный бюджет выделяет на технику порядка 30-40 миллионов рублей, у них есть новые лодки и моторы. Но муниципальной поддержки никакой нет, поэтому с вожделением смотрят на наши зарплаты», — приводит пример Солдатов. 

Чиновник предлагает ужесточить законодательство в сфере допущения к охоте и доступа к оружию. Таким образом, по его мнению, можно реально снизить число браконьеров.

«У нас как происходит выдача документов на охотничий билет, который является отправной точкой в дальнейшем приобретении оружия? Во-первых, это бесплатно. Во-вторых, [низкие] требования охотничьего минимума — просто человек заполнил заявление и читает брошюру. В советское время и до 2010 года человек сначала становился членом общества охотников и должен был получить год стажа, находясь с опытным охотником на охоте. И уже после стажировки был экзамен на получение охотничьего билета — на знание дичи региона и методы использования охотничьего оружия. После этого он получал охотничий билет и мог приобрести гладкоствольное оружие. Через пять лет при отсутствии нарушений человек мог купить нарезное оружие. На сегодняшний день охотничий билет является также отправной точкой на приобретение травматического оружия. Я бы вообще не объединял такие понятия, как охотничье оружие и травматическое оружие. И 90% молодежи, которые приобретают охотничьи билеты, они рассчитывают на приобретение именно травматического оружия. Я бы отделил этот момент от охоты», — высказался Олег Солдатов.

Однако такое решение может быть негативно встречено охотниками. Охотник-общественник Максим Парфирьев написал официальное обращение в РПЦ патриарху Кириллу с просьбой отреагировать на слова митрополита Илариона, который выступил за ужесточение правил охоты в связи с недавним инцидентом с гибелью учащихся средней школы в Казани. Обращение подписали охотники из разных регионов России. 

В своем блоге Парфирьев также обсуждает действия «антиохотников» и общественных деятелей, выступающих за ограничение распространения оружия. 

Дальневосточный федеральный округ — один из самых заповедных в России. И проблема браконьерства стоит тут особенно остро. Ситуацию осложняет природа региона, затрудняющая регулярный надзор за браконьерами. 

Помимо государственных служб, среди крупных международных неправительственных природоохранных организаций нет таких, которые бы плотно работали с проблемой браконьерства по всей территории России. В рамках Всемирного фонда дикой природы (WWF), одной из крупнейших природозащитных организаций, есть несколько узкоспециализированных отделений: «Медвежий патруль», который занимается исключительно защитой белых медведей на побережье Северного Ледовитого океана, амурское отделение, охраняющее популяцию амурских тигров, и камчатское отделение, в чьи задачи входит сохранение акватории Охотского и Берингова морей. В камчатском отделении WWF сообщили, что их ведомство противостоит только незаконной добыче рыбы, а отстрел животных браконьерами — вне их компетенции. 

 

]]>