Реформа тарифов ЖКХ: в чем подвох?

В последние дни активно обсуждаются сразу несколько новаций в сфере ЖКХ, в случае реализации которых можно будет говорить если не о революции, то о серьезной реформе отрасли. Чем она грозит простым россиянам, которые боятся, что за ЖКХ придется платить больше?

Реформа тарифов ЖКХ: в чем подвох?
© Свободная пресса

Среди инициатив, предложение ФАС устанавливать предельные индексы изменения стоимости коммунальных услуг не на один год, как сейчас, а на несколько лет вперед. Долгосрочное согласование индексов создаст «реальную основу для модернизации, реконструкции, нового строительства» коммунальных объектов и повысит энергоэффективность.

Кроме того, потребители будут защищены предельными индексами от необоснованного роста тарифов, надеются антимонопольщики. Они также намерены ограничивать тарифы ЖКХ в домах, построенных для переселенцев из аварийного жилого фонда, считая, что это имеет важное социальное значение. Раньше управляющие компании устанавливали тарифы бесконтрольно.

А вот россияне, имеющие задолженность по оплате ЖКХ, имеют все шансы столкнуться с не знающими сантиментов коллекторами. На этом настаивают водоканалы, которые написали письмо в Минстрой. И это при том, что Госдума уже приняла в первом чтении закон, прямо запрещающий натравливать на народ «вышибал» для выбивания долгов за коммунальные услуги.

Интересно, что Минстрой поддержал водоканалы, сославшись на то, что ресурсные организации других источников дохода не имеют и поэтому коллекторов привлекать уместно. Но это должны быть легальные структуры, внесенные в соответствующий госреестр. Ведомство уже готовит поправки в законопроект, надеясь изменить слишком человеколюбивую норму.

Беспокойство водоканалов и Минстроя, вероятно, объясняется ростом задолженности россиян за услуги ЖКХ. По информации Росстата, за первый квартал 2021 года она составила 1,33 трлн рублей, что на 5,9% больше показателя первого квартала прошлого года. То есть быстрее инфляции. Одно из возможных объяснений — падение доходов населения, наблюдаемое много лет подряд.

Причину роста задолженности объяснил первый зампред комитета Госдумы по энергетике Дмитрий Ионин: «Предприятия ЖКХ договариваются с местными регуляторами и завышают тарифы». Правительству, считает он, придется теперь раскупоривать резервный фонд (ФНБ — Авт.) для того, чтобы провести расчеты с предприятиями ЖКХ и погасить их выпадающие доходы.

По мнению члена ЦК КПРФ Сергея Нациевского, происходящее не соответствует социальному характеру российского государства:

- Я бы начал с проверки руководства всех водоканалов на предмет коррупционной составляющей. Не секрет, что там постоянно пропадают деньги, делаются работы, которые делать не нужно, завышаются цены. Это уже общее место в их работе. Если бы коррупционной составляющей не было, государству не пришлось бы покрывать расходы жителей, которые не платят вовремя.

«СП»: - Дальше разговоров о компенсациях дело пока не зашло, а вот поправки в закон, разрешающие коллекторам выбивать долги за ЖКХ, в правительстве – Минстрое уже готовят...

- Давайте еще штрафы ГИБДД начнем коллекторам передавать! С людей и так дерут со всех сторон. За капитальный ремонт мы платим, причем с каждым годом все больше и больше. Услуги ЖКХ дорожают постоянно. Ввели новую услугу — вывоз мусора, которая тоже растет. Налоги на недвижимость растут. Чем дальше, тем хуже.

Где у нас государство? Официально декларируется, что государство помогает людям, а на деле оно все обязательства сбрасывает с себя. Нас все дальше загоняют в платную медицину, платное образование. Конечно, КПРФ к таким нововведениям относятся отрицательно. Думаю, наша фракция в Госдуме не поддержит поправки о коллекторах.

В свою очередь член комитета Торговой палаты РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Дмитрий Гордеев обращает внимание на проблемы коммунальщиков:

- На год будут вводится предельные индексы или на несколько лет — неважно. Это старый советский принцип уравниловки и огульной безответственной помощи. Это плохо.

«СП»: - Поясните пожалуйста...

- Предельные индексы — это введение в заблуждение граждан. Игра на нежелании любого потребителя, обывателя платить больше. Ему говорят: «Мы не позволим!» Но в этом и заключается обман. Потому что любой тариф, устанавливаемый государством, — это стоимость единицы производимого конкретной организацией ресурса. Не регионом или муниципалитетом, а организацией. А предельный индекс устанавливается для региона.

То есть власти устанавливают, что в том или ином регионе рост стоимости коммунальных услуг не должен превышать столько-то процентов. Стоимость — это произведение объема услуг на тариф. Допустим, объем, средний уровень потребления как-то установился. Что касается тарифа, то организации ЖКХ доказывают государству необходимость установления его на том или ином уровне. И, конечно, все хотят его завысить.

«СП»: - Вот-вот...

- Но при этом они обосновывают это производственными задачами. Например, необходимостью заменить километры труб, насосы, инженерные сооружения. Все это включается в тариф, и за все это платят потребители. Но если аппетиты организации ограничивают, то возникает вопрос: а сможет ли она выполнить необходимые работы? А что если у нее не хватит средств? В результате при занижении тарифа страдает качество. Будут аварии.

Причем при установлении тарифов для разных ресурсных организаций используется один и тот же предельный индекс. Но из них кто-то производит электроэнергию, кто-то тепло, кто-то качает воду или газ. Поэтому суммарную стоимость коммунальных услуг распределяют между ними часто произвольным образом. Некоторые посильнее, например, энергетики, - они получат то, что им надо, а водоканалы послабее — они не получат.

Государство денег на модернизацию водоканалов тоже не дает. В результате в России треть населения пьет техническую воду. Полы помыть можно, а готовить пищу как? Гробим здоровье свое.

«СП»: - Видимо, государство вынуждено заботиться о бедных...

- При занижении тарифов для всех потребителей без разбора помощь получается безадресной. Потому что все объективно в такой помощи не нуждаются. Известно, что четверть населения у нас живет ниже прожиточного уровня. Помощь надо оказывать им. Остальные тоже живут не бог весть как, но все-таки у них есть средства по более высокому тарифу. Я не за повышенные тарифы, а за правильные. Существует практика субсидий на услуги ЖКХ. Если тариф правильный, а помощь адресная, то все организации ЖКХ получат деньги, которые обеспечивают их работу.

О том, как можно примирить интересы населения и ресурсных компаний «СП» рассказала заместитель Общественного совета Минстроя РФ, советник мэра Москвы по ЖКХ Светлана Разворотнева:

- Установление предельного индекса на несколько лет - это вопрос инвестиционного климата. Эта мера обсуждалась уже давно, но реализована так и не была. Действительно, сейчас заключение концессионных соглашений в сфере ЖКХ осложняется тем, что они заключаются между муниципалитетом и инвестором, а тарифы устанавливаются на региональном уровне и не учитывают конкретные условия.

Кроме того, эти тарифы не учитывали инвестиции, полученные из бюджетов различных уровней. Сейчас, после объявления Путиным судьбоносных решений о том, что 150 млрд рублей пойдет на софинансирование инфраструктурных проектов, эти средства тоже необходимо учесть при формировании тарифов. И вообще долгая перспектива, как минимум три года без изменения правил игры, позволит инвесторам заходить спокойнее.

«СП»: - Как вы оцениваете идею помогать гражданам оплачивать ЖКУ из средств ФНБ?

- Если бы у нас сейчас были упрощены процедуры получения субсидий на ЖКУ (а это самый прямой путь помощи тем, кто не в состоянии оплатить коммунальные долги), граждане уже давно жили бы лучше. По моей оценке, как минимум половина нуждающихся не может получить уже выделенные деньги именно из-за сложности процедур. Эти неиспользованные по назначению деньги регулярно возвращаются в бюджет.

Например, субсидию нельзя получить при наличии долгов. А долги по-прежнему являются неким представлением о жизни ресурсоснабжающих и управляющих компаний. Закон, считающий долгами только просуженную задолженность, так и не вступил в силу. При такой ситуации никогда нельзя быть уверенным, что долга нет. Реструктуризация долга тоже никак и нигде не обговорена. В итоге получение субсидий зависит от настроя ресурсоснабжающей организации. Это надо менять.

Кроме того, чтобы россияне не переплачивали необоснованно за ЖКУ, надо вкладываться в модернизацию инфраструктуры. Помимо решения, озвученного президентом, нужны программы повышения энергоэффективности жилищной инфраструктуры. Такая программа уже есть, но деньги выделяются под нее по очень сложной и долгой процедуре. Деньги идут, только когда все, от муниципалитета до региона, договорятся. Поэтому нужно помогать жильцам напрямую.

«СП»: - Наверное есть и предприятия-неплательщики. Как быть с ними?

- Если говорить о помощи с ЖКУ предприятиям, то речь должна идти в первую очередь о неотключаемых потребителях: МУПах, ФГУПах — больницах, школах, за которыми как минимум половина всего долга, который их учредители - муниципалитеты заплатить не могут, что создает большое напряжение. Но в эпоху пандемии местные и региональные бюджеты стали давать средства на эти цели авансом и это очень помогло сократить долги. Эту практику надо продолжать.