Денис Пырлог: «Рынок может нормально развиваться»

Куда чиновники потратят обещанный миллиард на общественный транспорт, за что у сотрудников АТП требовали взятки и как опыт Кирова по борьбе с нелегальными перевозчиками тиражируют в России. Об этом рассказал генеральный директор «Автотранспортного предприятия» Денис Пырлог, который всегда отличался своей открытой позицией и имеет свою точку зрения.

Денис Пырлог: «Рынок может нормально развиваться»
© Первоисточник

- Денис Юрьевич, вы не так давно озвучили идею передать «школьные» автобусы районам. Вас поддержала Общественная палата, направив в адрес председателя правительства Александ-ра Чурина обращение. Какая-либо реакция уже есть?

– Пока нет, официальный срок для ответа не вышел. Ждем. Я об этих автобусах узнал недавно, а так тему надо было поднимать еще 2-3 года назад: эти автобусы уже 4-й год простаивают у забора. Насколько знаю, в этом году поступило более 30 «школьных» автобусов и еще поступят, насколько мне известно, поэтому очередная партия автобусов с минимальным пробегом и в хорошем техническом состоянии высвободится. Неправильно, если идею не поддержат и транспорт также поставят к забору. - Чиновники говорят, что ситуация с пассажироперевозками в районах нормализуется. Вы как ее видите?

– На самом деле, все не так хорошо. Районных муниципальных предприятий осталось мало, большинство в предбанкротном или бедственном положении. Возьмем ту же «Краснополянскую автоколонну»: на днях вышла очередная новость о невыплате на предприя- тии зарплат. По Орловской АТП месяца два назад коллектив опубликовал открытое письмо о беспределе, которым много лет никто не хочет заниматься. Муниципальных АТП или их филиалов, по моим подсчетам, осталось в 5-6 районах. В других ездят частники, нелегальные перевозчики (как, к примеру, по направлению на Нагорск, Афанасьево, Зуевку, Фаленки, Опарино) или транспортного сообщения вовсе нет. - Насколько знаю, вы были первым, кто начал, еще находясь в должности гендиректора КПАТа, формировать судебную практику в отношении нелегальных перевозчиков. Есть судебные решения, а эффект?

– Думаю, после моего ухода из КПАТа идею загубили или загубят. Да, мы начали выходить в суды – сначала к самому «беспредельному» нелегальному перевозчику, который курсировал по маршруту Богородск-Киров. Долго спорили с УФАС. Общими усилиями смогли доказать, что Ходырев занимался незаконными перевозками и принес убыток 1,4 млн рублей. Хотели на этом примере пройти суды всех инстанций, сформировать практику, чтобы потом аналогично действовать в отношении других нелегальных перевозчиков, которые, кстати, стали этого бояться. Но я ушел из КПАТа, и этой темой заниматься перестали.

Поскольку я состою в Ассоциации Развития Автовокзалов Страны, этот опыт тиражировал в чат, где общаемся с руководителями почти всех крупных автотранспортных предприятий. Сейчас по этой схеме массово начали отсуживать деньги у нелегалов. К сожалению, новое руководство КПАТа в их число не входит. Приведу простой пример: буквально месяц назад нелегалы, которые на протяжение нескольких лет ставили подножки КПАТу на маршрутах Левинцы, Быстрица, Торфяной, сейчас благополучно сдают ему в аренду автобусы. За 175 тысяч в месяц, в то время как на Авито такой можно купить за 300 тысяч и окупить за два месяца. Посмотрим, к чему это приведет.

«Мы всех лишних людей сократили, и предприятие стало работать эффективнее: чем меньше звеньев, тем проще выстроить работу».

- Ваше мнение по поводу обещанного властями миллиарда на закупку автобусов для районов?

– Пока мне не понятен механизм, пути получения этого миллиарда и, главное, какая помощь будет оказана районам. Из 420 автобусов, которые курсируют в городе, заменят только 67, соответственно, пассажиры не увидят улучшений, а миллиард «растворится». На эти деньги, в частности, планируется приобрести автобусы большой вместимости для КПАТа и забрать часть городских маршрутов у нас. Если так произойдет, по факту АТП как экономически крепкое, стабильно работающее предприятие поставят на колени. Это неправильно. Мне не понятны взгляды и подходы минтранса к формированию транспортной политики Кирова и Кировской области. Это называется передел рынка, как было с мусором. АТП – тоже 100-процентное государственное предприятие. Мы обслуживаем 47% перевозок Кирова, КПАТ – примерно 5%. Почему им миллиард, а нам ничего? Потому что они топливо заправляют на 15% дороже, чем мы (хотя по судебным делам видим, что неприкасаемых у нас нет). Или потому что зарплаты платят меньше нашего? - Сколько у вас на предприятии средняя зарплата?

– 36 тысяч рублей. На момент моего прихода в АПТ, полтора года назад, показатель составлял 31 тысячу. Мы зарплату подняли, причем только водителям, кондукторам и слесарям, не инженерно-техническим работникам. При этом я сократил 51 сотрудника, это 18 млн руб-лей экономии в год. Под сокращение попали замы гендиректора (которых у прежнего руководства было трое), непонятные начальники подразделений. При Волкове (экс-директоре АПТ. - ред.) штат вырос на 23 ИТР, причем не понятно, зачем эти штатные единицы ввели. Мы всех лишних людей сократили, и предприятие стало работать эффективнее: чем меньше звеньев, тем проще выстроить работу. Естественно, хочется еще повысить зарплату. У кондукторов она выросла с 20 до 24 тысяч, и я понимаю: это не та сумма, которую они должны получать. У водителей автобусов средняя зарплата 40 тысяч рублей, троллейбусов – 34 тысячи рублей, хотя это такие же профессио-нальные кадры. Зарплаты не такие высокие, как мне бы хотелось, но одни из самых больших в Кирове. Сейчас ищем возможности, чтобы еще поднять. В пандемийный год, несмотря на наши потери в 209 млн рублей и убыток в 78 млн, хоть не намного, но это сделать удалось. - Пассажиропоток восстановился?

– На 13% еще не восстановился. Думаю, и не восстановится: многие предприятия в период пандемии провели серьезные сокращения, перевели сотрудников на удаленку, часть работ отдали на аутсорсинг. Сегодня практически все сферы бизнеса открыты, а пассажиропоток не дошел до прежнего уровня. - У вас сегодня есть долги?

– Если предприятие «живое», у него всегда есть долги, но они текущие, непросроченные. Связаны с погашением кредитов, платежей по налоговым отсрочкам и т. д. За прошлый год мне удалось погасить 56 млн рублей кредитов, взятых предыдущим руководством. Остался только самый крупный – за взятые в лизинг троллейбусы. Там была сумма в 168 млн рублей, мы ее до сих пор гасим. - Сколько новых единиц транспорта приобрели за последнее время?

– В этом году 17 низкопольных, из них 15 с кондиционером, 10 на газомоторном топливе. До этого массовых обновлений в АТП не было 6 лет, за это время ранее был приобретен только 1 автобус. Кстати, мы единственные из перевозчиков, кто взял совершенно новые автобусы, причем удалось договориться на самые низкие цены, купить у дилеров, без фирм-прокладок (как это, к примеру, было сделано при закупке троллейбусов). У нас есть дальнейшие планы по обновлению автопарка, но здесь все будет зависеть от позиции администрации. - Насколько знаю, вам сейчас больше придется платить оператору системы оплаты проезда?

– Да, в конце июня было выпущено постановление за подписью главы администрации Дмитрия Осипова. Поскольку «Электронный проездной», который ранее был оператором системы, прекращает работу (на этом после возбуждения череды уголовных дел настаивали городские депутаты), полномочия оператора переходят к «ЦДС». Поскольку это МБУ, администрация Кирова устанавливает тариф. Она установила его в два раза больше, чем ранее. Если в «Электронный проездной» мы платим 15-15,5 млн рублей в год, то «ЦДС» будем платить 31-32 млн. На мой вопрос – с чем связано повышение тарифа в два раза – ни в администрации, ни в «ЦДС», который даже в пандемию на наших деньгах отработал в прибылью, – ответа не дают. Думаю, за счет общественного транспорта, который во всем мире убыточен, хотят увеличить доходы в бюджет. Но на эти деньги можно в кредит купить дополнительно 10 автобусов: сейчас за 10 автобусов мы выплачиваем 1,3 млн рублей в месяц. Мы направили письмо главе администрации с просьбой пояснить причины. И попросили взять вопрос на контроль депутатов гордумы. Надеюсь, депутаты проведут серьезную проверку, встречи и донесут до администрации, что эти деньги правильнее направить на обновление подвижного состава, а не на чьи-то «хотелки». Очень не хотелось бы, чтобы появились новые уголовные дела на этом рынке. - Дела по АТП были возбуждены не без вашей помощи...

– Да, мы помогли возбудить 4 уголовных дела. Собрали информацию, направили в следственные органы. По некоторым делам уже вынесены приговоры, к примеру, по взятке, по другим идут следственные проверки – по делу о закупке троллейбусов пока никто не признается, все сваливают друг на друга. Это только то, что мы смогли «накопать» по АТП. - Что за дело по взятке?

– Сотрудник подведомственного министерству охраны окружающей среды вымогал у АТП деньги. В актах проверки изначально ставил завышенную дымность наших автобусов. Отправлял информацию в СМИ, хотя в актах проверок указывались автобусы с номерами, каких у нас нет. Мы не стали ничего опровергать, просто спросили у него: «Ты чего хочешь?» Ответил, что денег. Естественно, мы с этим в корне не согласны. Сообщили, куда надо. Его взяли. Заметили, что в этом году сообщений о том, что дымят автобусы АТП не появляется? Считаю, если рынок перевозок общественного транспорта очистить от таких нечистых на руку людей, от нелегальных перевозчиков, серых схем и недобросовестной конкуренции, он будет нормально развиваться. Даже в кризис.