В «Альянсе учителей» предложили решение проблемы дефицита педагогов в регионах

Для того, чтобы значительно уменьшить дефицит педагогов в стране, в том числе и в маленьких городах, необходимо провести бюджетную и налоговую реформы, заявил газете ВЗГЛЯД председатель независимого профсоюза «Альянс учителей» Даниил Кен.

В «Альянсе учителей» предложили решение проблемы дефицита педагогов в регионах
© Деловая газета "Взгляд"

В связи с тем, что в крупных российских городах заработные платы школьных учителей в разы выше, нежели в более мелких, педагоги стремиться переехать в более оплачиваемое место. В связи с этим в небольших населенных пунктах возникает резкий дефицит кадров, а на подготовку новых специалистов уходят годы.

«Образование в России хронически недофинансируется, и это главная причина оттока людей из профессии и нехватки учителей. Даже при текущем уровне экономического развития у России есть возможности изменить ситуацию, сделав приоритетом политики не вливание триллионов в силовые структуры, а инвестирование в человеческий капитал. Это подтверждается примерами многих стран с сопоставимым ВВП», – говорит Кен.

Вторая важная проблема, продолжает эксперт, это неравенство регионов. Поэтому необходимо провести бюджетную и налоговую реформы, считает собеседник, чтобы большая часть заработанных в регионах денег оставались в местных бюджетах и работали на жителей этих регионов, тогда у региональных властей будут стимулы для развития, в том числе через финансирование образования. Периодически это может создавать кризисы и нехватку специалистов в том или ином регионе, но глобально проблема будет решена.

«Третье необходимое условие – деятельность независимых профсоюзов. Любая ошибка, глупость или несправедливость (в первую очередь в вопросе зарплаты) будут находить отклик у профсоюзов, и власти будут вынуждены вести с ними диалог и искать компромиссы. Это особенно актуально именно для образования, где государство занимает почти монопольные позиции на рынке предложения работы», – убежден председатель «Альянса учителей».

Кроме того, по его мнению, в России есть огромная проблема дисбаланса между окладами учителей и надтарифными фондами школ. Это создает огромные диспропорции зарплат в зависимости от политики властей региона. Так, например, в Москве при окладе немногим больше 20 тысяч зарплата учителя часто в 3-4 раза выше оклада (власти озабочены, чтобы не было социальной напряженности и своими рейтингами), а в регионах, где установлен оклад ниже МРОТ (минимальный размер оплаты труда) или около него, реальную зарплату дотягивают до уровня минимума или чуть выше.

«Необходимо «перевернуть пирамиду», сделав соотношение между гарантированной частью зарплаты и бонусами ровно обратным. Например, чтобы 70 или 80 % зарплаты учителя были гарантированными», – заключил Кен.

Ранее руководитель московского департамента образования и науки Александр Молотков заявил, что в столичных школах уже давно отсутствует кадровый дефицит, а минимальная заработная плата педагога при условии работы на полную нагрузку – 78 тыс. рублей. Средняя зарплата учителя в городе – 117 тыс. рублей.