Начальники вдалбливают подчиненным: счастье не в деньгах

Трудовые отношения в период пандемии вполне логично потерпели серьезную трансформацию, причем явно не в сторону улучшений. Но чтобы приспособиться к новым реалиям, важно наемным сотрудникам и работодателям избавиться от иллюзий, что прежние производственные отношения можно будет вернуть в прежнее русло.

Начальники вдалбливают подчиненным: счастье не в деньгах
© Свободная пресса

Недавно сервисы «Работа.ру» и «СберСтрахование» провели совместный опрос более тысячи работодателей на тему, по какой причине им приходится увольнять сотрудников.

45% руководителей сказали, что причиной увольнения может стать проступок сотрудника. На втором месте (36%) - напряженные отношения с коллегами. 32% сказали, что расстаются с человеком, если он часто болеет, отпрашивается или опаздывает.

В качестве причины расторжения трудового договора 27% назвали, что работник часто отвлекается. И есть еще 6%, которые готовы уволить, если сотрудник отказывается от сверхурочной работы. В итоге, как признались 80% работодателей, по тем или иным причинам им приходилось увольнять людей. При этом 70% сказали, что сотрудники уходили от них и по собственному желанию.

Как трактовать эти результаты, которые сформулированы, прямо скажем, достаточно абстрактно? Скажем, что значит «сотрудник отвлекается» или «часто отпрашивается»? Если человек выполняет норматив и не мешает работать другим, то какие к нему могут быть претензии с точки зрения эффективности бизнеса? Или что такое «сверхурочная работа»? Если процесс поставлен должным образом, то рабочего времени должно хватить на выполнение задач. Но в том и особенность работы многих предприятий, что думать об эффективности там не привыкли, а неумение приспособиться к новым условиям списывают на какие-то огрехи наемных сотрудников.

Интересно и то, что 75% работодателей заявили, будто пытаются найти компромисс с сотрудником. Это логично, так как работники в любом случае нужны. Но какие?

Сам собой напрашивается простой и логичный вывод. Сейчас труд подешевел, а работы прибавилось. В период пандемии немало людей задумались над тем, ради чего они живут? Новые условия труда людей просто перестали устраивать, они не согласны работать больше, а получать меньше.

Соответственно, выросла потребность в тех работниках, кто на новые условия согласен. Если человек готов работать за троих, а получать за одного, то его действительно будет ценить начальство. Только не как человека, а как дойную корову или несущую яйца курицу.

Независимый экономист Андрей Еремеев констатирует, что труд в период пандемии стал дешевле и сложнее, причем в первую очередь для квалифицированных сотрудников:

- Рынок труда в России в целом сократился. Расширился рынок, связанный с доставкой готовой продукции, то есть возрос спрос на курьеров и сотрудников онлайн-служб. Наоборот, потеряли предприятия, связанные с оказанием услуг вне дома. Закрылись многие даже самые популярные рестораны, соответственно, работу потеряли официанты и повара.

Серьезно пострадал гостиничный бизнес, не связанный с туризмом, которому государство не оказало поддержку, - закрылось много частных гостиниц. Производство и продажа продуктов питания не претерпели больших изменений. Промышленное производство понесло потери, например, автопром, который просто не смог получить запчасти из-за границы.

Произошло сокращение и на предприятиях, ушедших на удаленный режим работы. Не все сотрудники смогли адаптироваться к новым условиям, и были уволены. Но кто остался — работают теперь за двоих и за троих. При этом за ту же зарплату, как таковой индексации не было. То есть, их положение ухудшилось.

«СП»: - Можно сказать, что руководители предприятий свое неумение управлять пытаются переложить на плечи наемных работников?

- Работодатели тоже понесли потери из-за пандемии. Многим пришлось либо очень резко сократить зарплату сотрудникам, либо уволить их вообще.

При этом не все сотрудники смогли перейти на дистанционную работу и доказать свою нужность работодателю.

Ранее рынок вообще спокойнее реагировал на колебания цен, колебания курсов. Сейчас мы видим, что рубль укрепляется, а цены растут. Это говорит о том, что факторов риска стало намного больше. И бизнес вынужден реагировать на все изменения более жестко.

«СП»: - Во многих случаях место мелкого бизнеса занял крупный. На месте частных кафе появились сетевые рестораны. Они тоже нуждаются в работниках. Но не обесценило это труд?

- Крупный бизнес имел подушку безопасности и потому выжил. Но на место маленьких столовых не пришли большие рестораны. В итоге многие представители мелкого бизнеса, не сумев приспособиться к новым условиям, ушли в такси или стали наемными работниками. Да, теперь бывшие бизнесмены работают наемными сотрудниками.

«СП»: - Некоторые люди в период пандемии задумались над жизненной стратегией, они не соглашаются на ухудшающиеся условия труда.

- Это не совсем так. Квалифицированные специалисты и представители профессий, которые востребованы в пандемию, не стали зарабатывать больше. Они просто не упали ниже определенного уровня. Рынок в целом ушел в «минус». И если мы посмотрим на уровень зарплат четыре года назад, то он остался таким же для очень многих специальностей.

Люди, которые вначале ушли на удаленную работу, а потом вернулись, ничего не выиграли. Работники приспособились к новым условиям, но рынок не вырос, и доходы людей не выросли.

А дальше ситуация будет хуже. По моим прогнозам, после Нового года цены на продукты питания резко вырастут. Сейчас государство как-то их сдерживало перед выборами. И мы увидим прежнюю ситуацию, когда цены растут, а доходы нет. Никакой индексации зарплат ожидать не стоит. Соответственно, потребительская способность людей будет падать, деньги продолжат обесцениваться. И у людей только вырастет потребность соглашаться на худшие условия труда и получать меньше.